Темы номера
Батон нельзя выпечь, например, во Владивостоке и привезти в Хабаровск. Такой продукт должен производиться на месте.
О хлебе беседуем с начальником отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов администрации Хабаровска Олегом Фоминым.
— Олег Владимирович, давайте начнем с главного — цены. В рыночных условиях ни федеральные, ни краевые власти не имеют права сказать: продавай по столько-то рублей за булку. Какова ситуация у хлебопеков, как они выходят из нее?
— Сегодня в Хабаровске более 35 пекарень малой мощности и цехов по производству хлеба, в том числе и в крупных торговых сетях. Из всех работавших на территории города хлебозаводов остался только один, бывший хлебозавод № 6. Сегодня это предприятие ООО «Колос-Пром», которое сохраняет традиции, выпуская 40 процентов от общего объема потребляемых горожанами хлебобулочных изделий. Удерживать цены, конечно же, непросто. Рентабельность выпускаемой продукции — от 1,5 до 3 процентов. Себестоимость складывается из затрат на сырье. Это не только мука, но и сахар, патока, жиры, мак, изюм, орехи и т.д. Прибавьте дорожающие воду, электроэнергию, мазут… Определенное сдерживание цен, в частности заводом, достигается за счет возможности закупать муку в сезон большими объемами у своих партнеров, ведущих мукомолов Сибири и Алтая, с которыми сложились долговременные хозяйственные связи.
Качество стало традицией
— Насколько известно, качество хлеба теперь контролируют сами предприятия. Не у всех, естественно, есть свои лаборатории. Как работает в этом отношение завод?
— Качество контролируется аттестованной производственно-технической лабораторией предприятия, оснащенной необходимым оборудованием. Квалифицированные специалисты проводят проверку всех стадий производства, начиная с контроля входящего сырья и заканчивая готовой продукцией.
Узнаваемый вкус и аромат хлеба достигаются за счет использования собственных, выращенных в лаборатории дрожжей и молочно-кислых бактерий. Чистую культуру специалисты периодически получают из Московского научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности.
— У завода глубокие корни. Те, кого он кормил первым хлебом, уже покрылись сединами.
— Да, в следующем году заводу исполнится 80 лет. 17 марта 1937 года в Сталинском районе Хабаровска впервые зажглись его печи. Многие жители города и сейчас воспринимают это предприятие как «шестой хлебозавод» и любят его продукцию. Лучшей оценкой нашего хлеба, говорят заводчане, является тот факт, что хабаровчане, выехавшие за пределы края, часто вспоминают вкус «Дарницкого» и просят передать булку-другую. У завода 200 собственных фирменных торговых киосков, выпечка широко представлена на магазинных прилавках. К продукции, конечно же, повышенный интерес, как со стороны потребителей, так и конкурентов.
Конкуренция на вкус
— Не секрет, что в некоторых отраслях пищевой промышленности, в том числе и в хлебопекарном деле, случается недобросовестная конкуренция. Есть и такие, кто стремится любыми путями очернить другого производителя. «Лекарство» здесь известное — брать качеством.
— Безусловно, конкуренция присутствует всегда. Завод вырабатывает около 100 видов хлебобулочных и кондитерских изделий, одного хлеба у нас 20 сортов. Не останавливается работа и над созданием продукции функционального назначения с использованием легкоусвояемого белка, витаминов и минеральных веществ. Модернизируется оборудование, создаются новые виды изделий. Это комплекс, который очень оперативно реагирует на возрастающие потребности покупателя. И, конечно же, коллектив, а это более четырехсот профессионалов своего дела, которые никогда не подводили жителей нашего города.
— По оценкам экспертов, в пекарни страны возвращается 20 процентов непроданного хлеба. Доходило до того, что торговля заставляла «съесть» производителей чуть ли не весь хлеб. Как решается эта проблема?
— Сегодня разработан и внедряется целый комплекс мер снижения микробиологической порчи хлебобулочной продукции, применяются различные современные упаковочные материалы. Повышение качества, постоянная работа с торговыми организациями позволили значительно снизить возврат нереализованного хлеба на предприятия. Правда, о возможностях наращивания объемов хлебобулочной продукции говорить не приходится.
— Что позволит стабилизировать рост цен на хлеб в ближайшее время? Какие в этой связи проблемы, если учесть, что российская мука вдвое дешевле импортной?
— Составляющая себестоимости не только мука, цена на которую тоже повышается, но и увеличивающаяся стоимость импортных запасных частей к оборудованию и сопутствующего сырья. С начала текущего года сахар дал прирост 13 процентов, сухое молоко — до 30, упаковочные материалы — до 15. Поэтому существенное влияние на формирование цены хлебобулочных изделий в ближайшем будущем окажут снижение уровня инфляции и стабилизация курса рубля. Хотелось бы пожелать нашим работникам хлебопекарной отрасли терпения и стойкости в этих непростых экономических условиях!
Кстати
Ежегодно жители Хабаровска потребляют 30 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий. На территории города 35 пекарен малой мощности и цехов, чей удельный вес в общем объеме производства и потребления составляет 58 процентов. 40 процентов продукции — доля ООО «Колос-Пром». Еще 2 процента изделий завозится из-за пределов края.
Беседовал Петр МАЗУР, фото Александра СТУДЕНИКОВА