Шпион у прилавка
logo

Темы номера

Шпион у прилавка

В стране набирает популярность услуга «тайный покупатель». Готов и рынок невидимых ревизоров. По некоторым данным, в Хабаровске уже есть несколько компаний, предлагающих подобную услугу.

«Хочу жить, как шейх»

Впервые за восемь лет расходы россиян на еду превысили все остальные затраты (50,1 процента). Факт подтверждает снижение реальных доходов населения. Таков вывод мониторинга, проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте. Экономисты предупредили: продовольственная инфляция начинает ускоряться, торговые сети перестают сдерживать рост цен.

 Оказывается, ни проблемы в экономике, ни валютные «качели» не способны так сильно ударить по кошельку, как многочисленные поправки в закон о торговле. Специалисты в тревоге: цены готовятся встать на дыбы. «В дозор» выходит народный контроль. Воспоминания о такой советской структуре наводят на грустные мысли. В ту пору автор этих строк столкнулся с «оригинальной борьбой» «неподкупных» штыков с изготовителями и продавцами меховых изделий на Центральном рынке. Что делали эти «стражи», размахивая «корочками»? Купил, скажем, шапку из  нутрии (как говорится, не до жиру) — тебя «пасут» и ведут вдоль бульвара два блюстителя порядка, именуемые борцами со спекулянтами. Доводят до перекрестка и настойчиво предупреждают, что в опорном пункте вещь будет изъята. Одним словом, можешь отдать сразу.

Закономерный вопрос: почему никто не привлекает продавца повисает воздухе. На ближайшем перекрестке показываю удостоверение — и народные контролеры ретируются, попутно упрекнув, дескать, при такой должности и не можешь по блату купить нормальную шапку?

Что изменилось? Сегодня покупай что хочешь, были бы деньги. Главная проблема в том, что в структуре ВВП страны лишь 16 процентов обрабатывающей промышленности. В той же Германии — 83 процента. У нас все ринулись торговать. Никто не хочет создавать.

К примеру, земля страны способна прокормить отборными продуктами не только свое население, но и еще 500 миллионов человек. Но треть пашни заросла бурьяном. Половину продовольствия, зачастую плохого качества, завозим из-за границы. Земледельцы молятся: лишь бы не отменили санкции, они почувствовали возможности. Но беда в том, что на аграрные ростки тут же садятся многочисленные перекупщики и любители снять сливки. Что мешает применить опыт японцев: перекупщику 2 процента и точка?

Группа мониторинга «торгового» закона создана в крае. Возглавил ее депутат краевой думы Юрий Минаев. Начаты проверки ценообразования в крупных сетях. Исключительно важная и нужная работа. На стол Президента страны должен лечь доклад, который будет содержать абсолютно объективную, прозрачную, достоверную картину того, как сегодня защищены интересы покупателя и производителя.

Игра на нервах

Жизнь подсказывает: уровень работы с ценами должен быть другим, и с поправками в закон о торговле тоже. Срезали, скажем, сетям бонус поставщика товаров с 10 до 5 процентов и хлопаем в ладоши: дескать, наконец-то монополист перестанет выжимать из местных производителей соки. Но в итоге все «закапывается» в цену продукта, вместе с отсрочками платежей за товар, бонусами и штрафами.

А по сути это борьба нанайских мальчиков: много шума и мало действий. Поставщики и сети договорятся всегда, так как не могут друг без друга. К примеру, день «икс» — 1 января 2017 года. Именно с этого дня вступают в законную силу поправки в закон о торговле. Идет борьба сторон за сохранение прежнего баланса. И сети, и производители пытаются сыграть на опережение, поменяв до неузнаваемости условия сотрудничества. Законодательные новации сводятся на нет. К примеру, торговля выдвигает несоразмерные штрафы за любое «непослушание» поставщика в размере до 30 процентов от итоговой суммы. Другой ретейл сохраняет бонус поставщика независимо от того, возвращался товар обратно или нет. Третий намерен платить производителю за товар не по законным срокам, а как вздумается. Заметьте, по большому счету, никто не жалуется. Заплатит все вынесший, все переживший потребитель.

Но есть и те, кто заявляет, что щекочет себя «от имени народа». В стране набирает популярность услуга «тайный покупатель». Торговый магнат может запросто заказать «шпиона» и разобраться,  кто есть кто в его хозяйстве. «Шпион» у прилавка способен обнаружить огрехи в работе и выследить паршивую овцу среди персонала. Рынок тайных покупателей расцветает пышным цветом. В стране эту услугу оказывают до тысячи компаний. По некоторым данным, таких уже достаточно в Хабаровске. Причем услуга используется во всех направлениях бизнеса. Скрытый шпионский аудит процветает в сети продаж электроники, бытовой техники, авиа- и гостиничного сервиса, страховом маркетинге, в системе управления персоналом, выявлении проблемных зон и т. д. Говорят, тайный покупатель — способ увидеть слабые звенья в модели продаж, посмотреть на процесс глазами потребителя. Хорошо, если это так.

Главное — экономика

— Я далек от мысли, что «шпион» будет следить за честностью продавца перед покупателем, — убежден предприниматель Игорь Фатеев. — Его задача — обслуживать ретейл. Человек работает на сеть, посулившую жалованье. К ценовой политике он с боку припека. Она ему не по зубам. Лично мне не нужен такой специалист. Мне необходимы условия, включая налоговые, при которых я смог бы выплачивать работнику максимально возможное вознаграждение, чтобы он пришел в магазин и чувствовал себя обеспеченным человеком. А остальное — забота власти: показать место ретейлу, где невозможно запросто разжиреть, а надо работать по закону. Словом, есть в этой проблеме нечто большее, чем выяснение отношений производителя с ретейлом: реальная зарплата падает — экономика не растет. Вот где задача задач!

По стране начала гулять еще одна напасть. В ряде городов супермаркеты перестают обслуживать, если твоя покупка менее 300 или 500 рублей. Люди складываются, чтобы дотянуть до нужного чека. Если после работы решите купить хлеб и молоко — не надейтесь. Спрашивается, кому нужна такая торговля, подмявшая под себя магазины шаговой доступности?  

ФАС штрафует, а гипермаркеты продолжают играть на нервах покупателей. Думается, обществам по защите прав потребителей надо быть начеку. А для начала напомнить: нарушается публичная оферта (договор), которым и является ценник на товаре. Более того, игнорируется главный принцип гражданского права — свободы договора. Получается, нас силком заставляют пойти на то или иное соглашение. А это уже зона действия прокуратуры и судебных инстанций. После этого у покупателей два пути: бороться или забыть об этом магазине.

Кстати

С 15 июля текущего года ужесточен контроль в сфере производства и реализации продуктов питания, а также введен ряд новых правил для участников рынка. С 10 до 5 процентов урезан размер максимального вознаграждения, получаемого торговыми сетями от производителей. Сокращены сроки отсрочки платежа за приобретаемую партию товара. К сожалению, мелкие производители сталкиваются с тем, что сети пытаются обойти эти ограничения, по сути, оставив все на своих местах.

Петр МАЗУР

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)