Служебный роман до «Победы» довезет
logo

Темы номера

Служебный роман до «Победы» довезет

Самый вежливый кондуктор Хабаровска работает на маршруте № 8 вместе со своим супругом.

Такое звание Елена Чашкина получила от благодарных пассажиров, голосовавших в конкурсе «Экипаж-2016». Который впервые проводился в Хабаровске с июня по октябрь и выявлял самых лучших работников транспортной отрасли в нескольких номинациях. Предполагалось выявить в городе самый вежливый экипаж, самый аккуратный — у кого в салоне идеальная чистота, самый пунктуальный — чьи пассажиры не сходят с ума в ожидании на остановке. Голосовать можно было как за отдельного человека, так и за экипаж определенной машины — как правило, за автобусом либо трамваем закреплена бригада. Бригада Елены Чашкиной победила сразу в двух номинациях: обошла всех как самый вежливый экипаж, и как набравший большинство голосов в категории «Лучший из лучших».

Выходной не для всех

Выделить время для интервью удалось лишь в выходной в обеденный перерыв — отвлекаться на маршруте не получится, ведь работа кондуктора, как и водителя, требует постоянного внимания. Вежливый экипаж — по совместительству семейный дуэт Валерия и Елены Чашкиных. Шутят: у них классический служебный роман, переросший в крепкую семью. Причем познакомились они много лет назад на муниципальном предприятии, куда Елена — девушка с высшим театральным образованием, пришла устраиваться в поисках более высокой зарплаты.

— Окончила институт культуры по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива», но по профессии смогла лишь в детский сад пойти, — смеется женщина. — А там, сами представляете, какие деньги платят. Отчаялась и решила стать кондуктором. Ни разу не пожалела о том, что тогда так круто поменяла жизнь. Нашла свое счастье и любимую работу. И надо сказать, что сейчас много кондукторов стало с высшим образованием — меняется отношение к нашей профессии. Девчата после вузов идут работать в транспортную отрасль.

— Как удалось-то всех обойти и стать победителями?

— На самом деле и секрета никакого нет, — пожимает плечами Валерий. — Мы просто работали как всегда, не пытались завоевать баллы у пассажиров. Опыт большой — я около 28 лет за баранкой, Елена — 25. 

— Возможно, и образование мое пригодилось, — улыбается Елена. — Мы же проходили психологию и педагогику, поэтому проще находить общий язык с пассажирами. Хотя особенно подстраиваться не надо — нам повезло с маршрутом.

Особая «восьмерка»

Елена и Валерий уверены: пассажиры «восьмерки» — люди особенные. За столько лет многие из них стали добрыми знакомыми транспортников, которые с интересом наблюдают за тем, как меняется жизнь их пассажиров, как дети вырастают, взрослеют, и вот уже сами заходят в салон автобуса со своими малышами.

— «Восьмерка» идет через самые интересные районы города, — рассказывает Елена. — Вот сейчас мы с вами находимся на «Полярной», до которой, в основном, доезжают дачники. По вечерам они спешат летом с корзинками на автобус, охотно делятся последними дачными новостями: у кого что уродилось или наоборот не взошло. Это добрые, милые люди. Есть пожилые, которые садятся в автобус просто поговорить, потому что им этого не хватает — а здесь кондуктор может или другой такой же пенсионер стать их собеседником. Разве трудно поддержать беседу с бабушками или дедушками? От конечной проезжаем мимо старинных домов, где своя очень теплая атмосфера. А потом приближаемся к самым веселым остановкам, когда начинают заходить в автобус студенты. Вот кто всегда поднимает настроение! Пошутишь с ними и заряжаешься на весь день. Молодежь у нас хорошая и вежливая. Очень нравится, когда проезжаем мимо парка Северного — это мое любимое место в районе. Помню его еще девчонкой, мы со школой туда на физкультуру ходили, бегали по заросшим почти лесным тропкам, а  сейчас там такая красота.

Конечно, попадаются и проблемные пассажиры, цель которых — поскандалить во что бы то ни стало. Но с такими никто в перепалку не вступает, и конфликт исчезает, едва зародившись.

— У нас на случай конфликтных ситуаций в салоне установлена видеокамера, которая работает в постоянном режиме, — показывает на черный глазок Валерий. — Если пассажир чем-то недоволен, он звонит по указанным телефонам и у нас на конечной проходит разбор полетов. Прокручивают запись и смотрят: кто прав, кто виноват.

Эта награда не первая на профессиональном поприще. Елена побеждала в городском конкурсе «Лучший по профессии». Причем первое место в тот день досталось и сыну на соревнованиях по танцам.

Наши растеряши

«Восьмерка» — один из самых протяженных маршрутов города и самых богатых на находки. Мелочь из кармана — ерунда.

— Все, что лежит в задних карманах, обычно остается на сиденьях, — говорит Валерий. — Деньги нам редко передают, а выпавшие телефоны иногда доходят. Потом звонишь и возвращаешь. Очень часто теряют студенческие, передаем потом ребятам, чтобы занесли в институт на вахту. Однажды мужчина забыл целый пакет документов на новорожденного сына, паспорта родителей. Пришлось после работы бежать к нему домой по указанному в них адресу. А он и не думал, что оставил в автобусе. Простился с ними уже. Фуражку как-то один из кадетов забыл. Хорошо, что она у них подписана — отдали однокашникам.

Готовьте место для диплома

— Оценку работе того или иного экипажа любой желающий мог дать, проголосовав на сайтах администрации и газеты «Хабаровские вести» либо по телефону, — подводит итоги Сергей Суковатый, и.о. начальника управления транспорта администрации Хабаровска. — Лучших выбирали по множеству критериев, в числе которых наличие указателей маршрута регулярных перевозок в соответствии с Правилами перевозки пассажиров и багажа, указателей мест для инвалидов, пассажиров с детьми, а также информации, связанной с осуществлением регулярных перевозок. Оценивался внешний вид транспортных средств, экипажа и санитарное состояние внутри салона. Самых вежливых работников определяли по тому, как они общаются с пассажирами, объявляют остановки, заботятся о комфорте пожилых людей, инвалидов и детей. Самых ответственных выбирали по таким показателям, как движение строго по расписанию и соблюдение при этом скоростного режима. Мы сверили потом с данными системы ГЛОНАСС.  Всего за четыре месяца проведения конкурса проголосовало более 1 500 человек.

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

 ИТОГИ 

В номинации «Самый чистый автобус» победила «восьмерка» бортовой номер 967. На нем работают водители Александр Онуфрий и Александр Алейников, кондукторы Нелли Гнедых и Екатерина Сухих.

Самыми чистыми признали сразу два троллейбуса — № 218 и 294. Их обслуживают бригады Анна Бабицкая, Елена Барченко, Ольга Левкова, Оксана Устюгова, Сергей Вознюк и Любовь Точилова.

«Самый вежливый экипаж» — бригады «восьмерки» Валерий и Елена Чашкины, Сергей и Анна Скоромновы. Они же признаны «Лучшими из лучших».

В номинации «Всегда по графику» в лидеры вышел экипаж автобуса маршрута № 40 с бортовым номером 818 . Там трудятся Павел и Анна Оржеховские.

«Самый активный пассажир» — хабаровчанин Сергей Ширяев. Он проголосовал в конкурсе 74 раза.

Церемония награждения пройдет 27 октября в Городском дворце культуры во время торжественного собрания, посвященного Дню автомобилиста.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)