Темы номера
Законопослушные предприниматели и представители бизнес-сообщества города предлагают новые подходы по легализации теневого бизнеса.
Замкнутый круг
Тема актуальна как никогда. Защищая «социалку», город считает каждую копейку. С вольготной жизнью нелегалов не намерены дальше мириться законопослушные предприниматели. Их услуги становятся неконкурентными. Теневики «щипают» торговлю, автоперевозки, строительство, услуги по ремонту, дошкольное воспитание и ничего не платят в казну.
Порой бизнес идет в тень не от доброй жизни. В ходе дискуссий на Дальневосточном форуме предпринимателей представители малых и средних компаний жаловались на недоступность кредитных ресурсов. Больше года банки тормозят финансирование важных инвестиционных проектов. Что произошло?
Центробанк России ужесточил требования к качеству портфеля и залогу потенциального клиента. В порядке альтернативы предложена бондовая система. Но малый бизнес Дальнего Востока к ней пока не готов. Глава совета директоров одной из компаний Владимир Рубахин с горечью заметил, что знакомый банкир совершенно открыто признал: все проекты за Уралом для финансовых организаций федерального масштаба неликвидны по умолчанию. У локальных банков зачастую нет необходимых ресурсов. Хабаровские бизнесмены жаловались на отказ кредитовать строительный бизнес. Тем не менее уходу в тень не было и нет оправданий.
26 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса Хабаровска работают легально и платят налоги. Нелегалов гораздо больше. Примерно 75 тысяч работников из 350 заняты в тени. На одном из круглых столов в администрации Хабаровска, член городского совета по предпринимательству, бывший председатель ДВОПП Андрей Сухоруков сетовал на сложившийся замкнутый круг. Нелегалы ничего не платят в казну и сознательно снижают ее возможность поддержать тот же малый бизнес.
Скрыл — себе дороже
В тень попала значительная часть общественного питания. Приготовление и доставку обедов взяли на себя «темные рестораторы», отлынивающие от уплаты налогов. Нелегальный общепит считает свой бизнес временным и выжимает из него все соки. Недавно представители законопослушной части отрасли предложили демонтировать самовольно установленные павильоны. Городская власть их услышала, процесс идет. Но законы, призванные положить конец явлению, пока буксуют. Штраф за деятельность без регистрации смехотворен. За 2015 год по краю было составлено около 2 тысяч протоколов. В казну поступило аж… 30 тыс. руб.
Доказать предпринимательскую деятельность без лицензии сложнее всего, заметил начальник УМВД России по Хабаровску Александр Прохорец. Необходимо установить полученный доход в полтора миллиона рублей.
Со стихийной торговлей и вовсе абсурд. Конфисковать и уничтожить сомнительные продукты, которые продают у пыльной дороги, нельзя; надо обеспечить их сохранность. А «фишка» вот в чем. Если суд примет решение вернуть изъятый товар, полицейские должны предоставить его в «надлежащем» виде. Это как понимать?
Штрафы, конфискация орудий производства и продукции — все это, безусловно, должно отбить желание играть с казною в прятки. Но не менее важно создать условия для упрощенного перехода на патентную систему, удобную для начинающих предпринимателей, которая стала бы осознанной ступенькой к развертыванию большого бизнеса. Иными словами, мы подходим к тому, что серую зарплату, да и всю нелегальную деятельность, надо сделать невыгодной.
Дорога из тени
В этой связи многие экономисты считают достаточным вернуться к прогрессивной системе налогообложения, и проблема решится сама собой. Дескать, космические зарплаты станут бессмысленными, предпринимательство почувствует сокращение налогового бремени, а работники наемного труда — прибавку к зарплате. «Конверты» уйдут в прошлое, производительность труда начнет расти и т.д. Интересуюсь мнением предпринимателя Игоря Фатеева, имеющего солидный строительный бизнес.
— Не думаю, что все можно решить одним махом, — говорит Игорь Александрович. — От прогрессивной шкалы нам действительно не уйти. Налоговая система должна стимулировать экономику выравниванием разрыва доходов между работниками, повышать их отдачу. Но почему никто не задумывается, отчего бегут в тень некоторые предприниматели, а их наемные работники держат язык за зубами? Первые не могут или не хотят тянуть налоги, у вторых нет выбора. При обещании не вводить новых налогов правительство обложило бизнес неналоговыми сборами. Он выкручивается как может, а чиновники делают вид, что денно и нощно борются с тенью. А чего с ней бороться? Есть прекрасный опыт в ряде развитых стран: открываешь дело — согласуй с властями зарплату наемных рабочих и служащих. Черный нал и зарплаты в конвертах становятся невыгодными.
Интересный опыт есть и у нас. К примеру, современные технологии радикально поменяли рынок таксомоторных перевозок, сделали его абсолютно прозрачным. Клиенту предоставляется информация, вплоть до стоимости поездки. Таксист не раскручивает вас на добавку. Технология стала выдавливать бомбил, чего годами не могли сделать административными методами. Но проблемы есть. Предстоит разобраться с сетевиками на предмет кто есть кто. Некоторые работают мимо казны, зарегистрированы черте где. Ежемесячно мимо бюджета уходят до 15 млн руб.
Директор ДальНИИ рынка Вадим Заусаев сгладил ситуацию: дескать, в других странах тоже есть теневой оборот, от 10 до 20 процентов. Правда, наша цифра доходит до 40 процентов, и задача задач — войти в цивилизованные десятипроцентные рамки. Мешает высокая затратность нашего производства. Пока на этом направлении не будет прорыва, бизнес не откажется от тени.
Добавим, что в новейшей истории страны уже были случаи, когда льготы по социальным выплатам побуждали предпринимателей массово отказываться от зарплат в «конвертах». Нагрузка на бизнес падала, а поступления в казну росли.
Кстати
На рынке труда две новости. Одна, как водится, хорошая, другая — плохая. Роструду удалось вывести с теневого рынка около 2 миллионов работников. Вторая: работодатели наметили уволить в стране более 356 тысяч человек.
Петр МАЗУР