Темы номера
Есть такой стереотип: самое тяжелое для сироты — это жизнь в детском доме. И о том, что ожидает воспитанника за его стенами, мы зачастую не думаем…
— Когда мы вырастаем, у многих из нас советчики и помощники — это родители, а у этих детей нет никого, — рассказывает педагог дополнительного образования детского дома № 4 Юлия Цун. — И во взрослой жизни они, как правило, остаются один на один со своими проблемами.
Юлия с коллегами организовала проект «Стань старшим другом», чтобы у каждого сироты появился помощник и советчик, иными словами, наставник. И для тех, кто хочет стать им, детский дом открыл «Школу наставников».
Кандидаты и подопечные
На первое занятие необычной школы пришли 22 человека. Самые разные люди — врачи, инженеры, педагоги. Но как проверить, смогут ли они, по сути, пришедшие с улицы, взять на себя ответственность?
— Очень много с ними беседовали, — рассказывает Юлия Цун. — Объясняли, насколько важно соблюдать личные границы и что особенного в психологии ребенка-сироты. Например, у них нет чувства привязанности из-за нехватки близких отношений с матерью. И это нужно понимать.
На встречах, просмотрах кино или мастер-классах знакомились с ребятами — подростками от 10 до 14 лет.
— Возраст сложный. Как быть, когда мальчик грубит и говорит: «А я не хочу этого делать!»? — продолжает Юлия. — Но кандидаты справились со всеми сложностями, с ними нам вообще повезло.
Сроднились
Во время этих встреч и появились первые симпатии. Так что к выпускному многие не сомневались, чьим наставником он станет.
— Многие пары сложились сами собой, а где-то мы со специалистами подсказывали, — говорит Юлия. — Конечно, учитывали мнение двоих: и ребенка и кандидата, но часто выбор совпадал.
Первые два месяца испытательные: наставники общаются с ребятами только в детском доме — это правило проекта. Чем занимаются? Кто-то обучает игре на гитаре, а один парень тренирует и готовит подопечного к записи в хоккейный клуб.
— Наставники и ребята начинают потихоньку доверять друг другу, — приводит пример Юлия Цун. — Так, один из подопечных рассказал своему наставнику о страхах перед операцией. С воспитателем не делился, стеснялся: операция очень деликатная. Наставник молодец, поддержала парня и объяснила, что не нужно бояться операции и все пройдет хорошо.
А следующий шаг, который могут выбрать наставники спустя два месяца, — это гостевая семья.
Общение с Катей
Как раз ее оформляют Федор и Юлия Цун, чтобы брать 13-летнюю Катю на выходные к себе.
— Я тоже прошел обучение в школе наставников, — рассказывает Федор. — Но был уверен, что подопечным станет мальчик: знал, как с ними общаться. А теперь и мыслей других нет — только Катя!
Супруги знают Катюшу очень хорошо: девочка поет в фольклорном ансамбле «Звенислава», которым руководит Юлия. А Федор — руководитель волонтерского объединения «Союзники» — познакомился с Катей на одной из акций несколько лет назад.
— Творческая и очень добрая девочка, — отмечает глава семейства. — А в разговоре ее интересуют простые вещи: как мы выбираем еду, сколько это стоит и почему так дорого. Это для нее в новинку, с этим она в детском доме не сталкивается.
— И очень любит нянчиться с сыном Володей, — добавляет Юлия. — Она много рисует, и у нее есть талант. Так что осенью пойдет в художественную школу.
Нужен наставник
— И мне бы не помешал такой друг, лет шесть-семь назад, — уверен Сергей Ивушков.
Сергей — один из наставников, а в прошлом сам воспитанник детского дома.
— Может, избежал бы тех ошибок, которые наворотил…
Сергей со многими ребятами из детского дома № 4 знаком давно: боксер с 7-летним стажем, он тренирует парней. Так и познакомился со своим подопечным — 12-летним Русланом.
— Знаете, у каждого тренера всегда есть пара отличников, у меня им оказался Руслан, — признается Сергей. — Старательный пацан, веселый, пробивной, совсем не агрессивный. Я в его годы был примерно таким же…
А когда предложили стать наставником, Сергей заволновался: неужели я чему-то смогу научить? Но сегодня для Руслана он неоспоримый авторитет по любому сложному вопросу.
— Спрашивает: что делать, если пацаны задирают? А кулаки не всегда лучший выход.
— А о будущем говорите? О профессии?
— Не определился он еще, — заключает Сергей. — Самое сложное, когда окажется за порогом детского дома. Вспоминаю себя: хочешь забыть эти годы и думаешь, что умнее всех. А на деле — слепой котенок! Я выкарабкался, а половина детдомовцев, с которыми я рос, в тюрьме, двоих уже нет в живых, девчонки родили рано. Не хочу, чтобы с моими пацанами так случилось.
Продолжение проекта
Поэтому Юлия и ее коллеги готовятся открыть еще одну школу: уже в этом месяце начнут обучать наставников для выпускников детского дома.
— Да, в городе есть постинтернатная служба, специалисты которой помогают выпускникам справиться с трудностями, — объясняет Юлия Цун. — Но, увы, многие все же повторяют судьбу ровесников Сергея, особенно девчонки. В первый раз в жизни сталкиваются с ухаживаниями, а затем становятся мамами. Отдают детей, будучи уверенными: «Я выросла в детском доме, и он вырастет». А если рядом будет наставник, хочется верить, что их жизнь сложится иначе!
Подробнее о проекте можно узнать у организаторов по почте nastavnik.27@yandex.ru, на сайте детского дома № 4 или по тел. 8 909-807-29-08 (Юлия).
— Проект интересный, важный, — говорит начальник отдела опеки и попечительства по г. Хабаровску Татьяна Паньшина. — Ребятам из детских домов необходимы наставники, научили бы самым обычным вещам и помогли в будущем. Также не менее важно сопровождение тем семьям, где опекуны — бабушки или дедушки. Хочется, конечно, чтобы это направление развивалось.
Светлана ТРУСОВА