Темы номера
Никогда еще в ТОГУ не было так много детских колясок. Все они (вместе с родителями) приехали на фестиваль высоких технологий «Робомех-2016».
Нет, гонки роботизированных люлек там не проводились. Что даже несколько странно, потому что всему остальному, похоже, место нашлось: научпоп-мероприятие в Хабаровске впервые достигло такого размаха.
На втором этаже университета шли бои и смеялись дети, пили кофе и торговали сувенирами, фотографировались с монстрами и играли в го, слушали экспериментальную музыку и даже лежали на голом полу, уставившись в потолок — естественно, не просто так, а для того, чтобы увидеть чудо.
Преимущества котиков
Организаторы «Робомеха» сделали все, чтобы гости от 0 до 99 лет почувствовали себя посетителями огромного космического корабля. И это был самый шумный корабль в мире.
— Пропустите детей посмотреть!
— Никита-а-а, гляди, что делается! Это бой!
— Пап, ты нашел кота?..
Все это сногсшибательное многоголосие неслось из «Ангара» — слева от входа на борт. Там в достаточно узком коридоре расположились главные участники фестиваля — собственно роботы. И двое из них все время сурово «мочили» друг друга из лазеров — не без помощи маленьких и больших посетителей, кстати. Когда мы дошли до настольного поля битвы, на счету Синего было 360 очков, а у Красного ощутимо меньше — 240. Группы поддержки тоже сильно разнились в пользу первого. И через секунду мы поняли, почему.
— Пап, я вижу кота! — внезапно возвестил маленький блондин лет семи, заставив нас пересмотреть ситуацию.
Теперь мы тоже видели кота — крохотный пластмассовый ушастик восседал на плече у Синего. И это многое объясняло. 14-летний Ярослав Абузов, создатель экспоната, принес справедливость в жертву чувству юмора: к конце концов, за роботов с котиками всегда болеет больше народу.
Стрелять не будем
Сразу после битвы нас ждала физкультминутка: симпатичный механический коротыш по имени Арвис отжимался, садился на шпагат и делал стойку на руках. Этого обучаемого (!) фаната ЗОЖ создал Евгений Коломыцын из Благовещенска. Рядом с ним маленький серебристый самолет, будто обернутый в фольгу, смотрелся скромно.
Зато возле него сидел шестиклассник и сосредоточенно перерисовывал агрегат в тетрадь.
— Это чтобы снова можно было сделать чертеж и усовершенствовать модель, — объяснил воспитанник центра робототехники и дизайна Алексей Прилуцкий.
— А он что-то делает или просто красивый? — не могла не спросить я.
Леша поправил очки, выразительно посмотрел на меня и аккуратно произнес:
— Вообще-то он взлетает с воды.
Мне стало стыдно.
А дальше предстояло настоящее испытание: восьмиклассники Данила Сенотрусов и Ринат Дробышев из математического лицея честно пытались объяснить мне, как устроена их пневматическая катапульта на гусеничном ходу. У них почти получилось: я поняла, что машина может автоматически перезаряжаться, внутри у нее есть что-то гидравлическое, а давления в 3,5 атмосферы хватает, чтобы пульнуть снаряд в пять граммов на метр. Звучит, в общем, круто.
— Стрелять не будем, а то попадем, — предупредили мальчишки.
А жаль. Было б весело.
Поэзия ресниц
И здесь еще недавно шли бои, — поняли мы, заворачивая за угол к отсеку-арене. Команды лопали шары и загоняли роботов-противников в ямы. К счастью, на эти соревнования мы не успели, а то вообще б застряли в веселой толпе.
Сейчас, когда все успокоилось, мы услышали… стихи.
— Давай пожмем друг другу руки — и в дальний путь на долгие года! — прочувствованно декламировал электронный персонаж, сильно похожий на мультяшного. Для лирического образа создатели из лаборатории КИС (Комсомольск-на-Амуре) снабдили его большими круглыми глазами и длиннющими ресницами.
— Это Lum, и он умеет говорить, — представила героя сотрудница лаборатории Евгения. — Детище нашего руководителя Сергея Петухова. Сколько стихов знает? Ой, даже не считали! Но много.
Тем временем симпатичного чтеца облепили дети, тыча ладошками прямо в квадратное лицо.
— Начиная драку с папой,
Затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме,
Папа пленных не берет, — невозмутимо отвечал робот.
Да будет свет! И тень. И «блин»
Совместить искусство и высокие технологии мечтают многие. А команда светового фестиваля «Пуск» из Владивостока просто приехала и сделала. Актовый зал, он же энергетический центр корабля, разительно отличался от всего остального пространства. Здесь было темно, таинственно, а от световых инсталляций захватывало дух.
Кубы и пирамида с транслируемым на них видеорядом, руки из проволоки и компьютерных механизмов, будто висящие внутри кристаллической решетки, мерцающая конструкция из тонких труб, а посредине — огромный вращающийся цилиндр с плывущими на нем рыбами в волнах из гофрированного картона. Это создавало настолько удивительную игру света и теней на потолке, что многие не удерживались и ложились прямо на пол, глядя вверх.
— Больше всего мы довольны, что удалось передать нашу специфическую атмосферу, — призналась координатор проекта Катерина Беляева. — Кстати, двигатель главной инсталляции взят с приморского завода «Дальдизель». Его вынули из станка ради искусства, но после фестиваля он вернется на производство.
Вообще, когда архитектор Тимофей Горбатенко сказал ей, что представит инсталляцию под названием «Косяк», в голову приходило что угодно, кроме такой красоты. Название, конечно, изменили, но ноту иронии оставили: теперь арт-объект именуется «Рыбомех».
— А сейчас я покажу, как делаются высокие технологии, — улыбнулась Екатерина и повела нас к пирамиде, на которой как раз дышал и двигался космический пейзаж. — Обратите внимание на проектор.
Мы обратили: он держался на двух, похоже, картонных, трубках.
— Это, видимо, держатели для баннеров, которые мы нашли за сценой, — засмеялась координатор «Пуска». — Потом мы решили, что нужно плечо. Вот оно.
Опорой оказались несколько стремянок, придавленных сверху «блинами» из тренажерного зала. Их световые маги взяли через служебную записку. В общем, будущее будущим, а смекалку в настоящем никто не отменял.
Дарья УЛАНОВА,
фото автора