Темы номера
Почему он в полтора раза худее Санта-Клауса? А просто рабочая напряженка не дает расслабиться! Оказывается, главный зимний волшебник страны перепробовал больше 100 профессий, и некоторые из них — весьма странные.
Если американский коллега может разве что шить игрушки (наш, к слову, тоже умеет) да рекламировать газированные напитки, то Дедушка Мороз — настоящий многостаночник и человек-оркестр. И у нас есть веские доказательства — советские новогодние открытки. Но давайте начнем с начала.
Сделан в СССР
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!
Так писал в газете «Правда» за 30 декабря 1928 года Демьян Бедный — главный советский рифмователь-пропагандист. Эх, знал бы он тогда, что буквально через семь лет в той же газете «Правда» наряженные елки снова разрешат, а там и зимний волшебник подоспеет! Правда, будет существенное отличие: христианское торжество заменят на Новый год, а рождественского дедушку сильно переформатируют с учетом славянских легенд.
Так что вот этот, привычный с детства, который на тройке и с лыжами, подарками и внучкой Снегурочкой — никакой не древний, а самый что ни на есть советский персонаж. Можно сказать, продукт с пометкой «made in USSR».
А что самое главное во всем советском? Правильно, функциональность. Просто носить детям игрушки — это, знаете, несерьезно. Вот и отправили Деда Мороза на передовую.
Дед-матрос, сын полка
Причем в прямом смысле: у волшебника было тяжелое, если можно так сказать, «детство» — фронтовое, военное. Ведь на открытках он появился как раз когда началась Великая Отечественная. На этих карточках Дед Мороз суров и грозен: либо в тулупе, тельняшке и ушанке, как матрос, либо в традиционном одеянии, но обязательно с оружием в руках. Его подарки — это пули, полетевшие во врагов, пущенные под откос немецкие поезда или английская и американская военная техника в помощь Советской армии.
Да и после войны, в 50-е годы, Мороз Иванович все никак не мог избавиться от сурового вида и особой выправки. То он в образе военного офицера отдает честь Мальчику Новому Году, то уже в «гражданке», но с крайне серьезным лицом несет того же мальчика в светлое будущее. Которое будет сам изо всех сил иллюстрировать в 60-х и 70-х.
Между космосом и льдами
«…Активно участвует в общественной и производственной жизни народа», — так с интонациями идеологически заряженных газетных передовиц писал про советского открыточного Деда Мороза известный коллекционер Евгений Иванов. И был абсолютно прав: все в точности так и происходило.
Полетел советский человек в космос — и зимний волшебник тут как тут, рядом с ним: то верхом на летающей тарелке, то вторым пилотом в ракете, причем с полным пренебрежением техникой безопасности. Запустили мы спутник — глядь — а на открытках Дедушка следит за ним прямо из центра управления полетами. Освоили Север — Красный Нос уже лихо ведет ледокол и ставит флаг СССР на Южном полюсе в окружении благодарных пингвинов.
Изучили звезды — вот вам Дедушка-астроном. Сконструировали ЭВМ — переквалифицировался в программиста. Поехали строить БАМ, а с нами Дед Мороз — строитель, железнодорожный регулировщик и машинист поезда.
В общем, широта спектра профессиональных навыков, высота квалификации и глубина знаний нашего героя в эти годы приобрели поистине эпический размах. Вот такая она, советская зимняя сказка.
Играй, гармонь!
Впрочем, в сферу искусств многостаночника и передовика Мороза Ивановича тоже тянуло очень сильно. Поэтому в свободное от космоса, льдов и БАМа время он освоил почти все музыкальные инструменты (включая классические), а также кисти всех размеров — от мелкой беличьей до малярной, которой писали агитплакаты для демонстраций на Красной площади.
Чаще всего, конечно, на открытках встречается Дед Мороз — гармонист. Или баянист. Или аккордеонист. В общем, если у инструмента есть меха, знайте: лучше зимнего волшебника никто им не владеет. Потому что настоящий Дед Мороз, да еще и на открытке, может выдать соло на гармони даже на коньках посреди ледяного озера! Не верите? А вот вам иллюстрация. И вообще, он верхом на спутнике летал, еще и не то умеет.
Почти так же часто встречается Мороз-балалаечник. Но не только. Художники любили и Мороза-виолончелиста, и Мороза-дудочника, и даже, между прочим, Мороза-дирижера. А это вам не два прихлопа, тут консерваторию оканчивать надо.
Зимний волшебник, рисующий узоры на окне, — это вообще классика. Только вот беда: живописец Дедушка отличный, а вот скульптуру почему-то не освоил. И за всю свою историю снежную бабу себе так и не слепил.
Дарья УЛАНОВА