Темы номера
Прошлый год выдался весьма непростым для экономики, что, однако, не помешало реализации многих значимых проектов на территории Хабаровского края.
Более того, слабый рубль сыграл во благо местным производителям, сделав их продукцию конкурентоспособной на зарубежном рынке, а иностранные инвесторы увидели неплохие перспективы для сотрудничества. О том, какие точки роста появились на территории региона в 2016-м, вы узнаете из сегодняшней подборки.
Сельское хозяйство
Первое же заслуживающее внимания событие оказалось уникальным опытом не только для нашего края, но и для всей России. В начале апреля в Хабаровске состоялась церемония запуска первого в стране завода по производству зеленых культур. Производительность предприятия — до 11 тысяч штук салата и пряных трав в сутки. Компания использует гидропонную технологию закрытого типа выращивания с полностью искусственным освещением, без грунта, применения ГМО и химических препаратов для борьбы с вредителями. Это разработка специалистов японской компании MIRAI CO.Ltd совместно с ведущими НИИ страны.
Сельскохозяйственную эстафету продолжила компания «АгроХаб». На площадке «Ракитное», которая входит в состав ТОСЭР «Хабаровск», состоялась церемония закладки капсулы в основание будущего агропромышленного парка. Планируется, что проект будет реализован до 2022 года. Первый этап предполагает создание оптово-распределительного центра мощностью хранения до 60 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции в год. Затем планируется построить агропромышленный парк, который способен переработать до 88 тыс. тонн продукции в год. На предприятии будет создано 500 рабочих мест, налоговые платежи в бюджеты всех уровней за 10 лет реализации составят около 3,1 млрд. руб.
Развитие отрасли поддержали и зарубежные партнеры. Так, инвесторы из КНР вышли с инициативой реализовать в Хабаровске масштабный сельскохозяйственный проект. Представители Харбинской корпорации «Дунцзинь» посетили краевую столицу, чтобы на месте изучить преимущества территории опережающего социально-экономического развития. Гости из Поднебесной презентовали свой проект, который можно разделить на две части.
— Во-первых, китайцы намерены построить в Хабаровске сборочную линию для производства сельхозтехники: комбайнов, тракторов и различного оборудования, — рассказал начальник отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов краевого центра Олег Фомин. — При этом все комплектующие будут завозиться к нам из Китая. Кроме этого, предприятие станет базой для ремонта и обслуживания техники, которую китайская сторона планирует использовать в собственных нуждах, а также продавать, сдавать в аренду или лизинг местным сельхозпроизводителям.
Вторая часть проекта предусматривает создание крупного сельскохозяйственного комплекса, где можно хранить и перерабатывать сельхозпродукцию, выращенную на территории региона. Идея довольно амбициозная, но и намерения китайской стороны более чем серьезные. Заявленный объем капиталовложений корпорации «Дунцзинь» в проект составляет 100 млн долл. США в течение трех лет.
Промышленность
В 2016 году зарегистрирован третий в Хабаровске индустриальный парк на базе Хабаровского завода строительной керамики. Сегодня здесь работают три резидента: сам завод, ООО «Теплоэффективный блок» (производство бетонов, растворов и железобетонных изделий), ООО «Дальэнергогаз» (строительство, проектирование и эксплуатация сетей газораспределения, поставка и монтаж котельных).
В конце августа на площадке ТОСЭР «Ракитное» введен в эксплуатацию новый завод «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» по производству базальтовой теплоизоляции на основе каменной ваты. Строительство предприятия началось в 2015 году. Объем инвестиций в проект составил около 2 млрд руб., при этом финансирование велось исключительно за счет собственных средств корпорации «ТехноНИКОЛЬ». Ассортимент предприятия включает более 100 наименований теплоизоляции на основе каменной ваты. Область применения продукции весьма обширна: в качестве теплоизоляционного материала она используется в гражданском и промышленном строительстве, системах огнезащиты и даже в судостроительстве.
— Сегодня в нашем городе появилось новое высокоэффективное и востребованное производство, — отметил на церемонии открытия предприятия мэр Хабаровска Александр Соколов. — Благодаря этому найдется работа и для малого бизнеса. Небольшие компании будут задействованы в решении вопросов, связанных с упаковкой, логистикой, перевозкой товара. Таким образом, перед нами открываются очень хорошие перспективы.
Транспортная инфраструктура
В середине декабря в краевом центре подписано соглашение о строительстве автодороги «Обход Хабаровска». Подписи под документом поставили министр экономического развития края Виктор Калашников и генеральный директор ООО «Региональная концессионная компания» Павел Овчинников. Срок действия концессионного соглашения составляет 15 лет. Строительные работы начнутся уже в этом году. Стоимость автодороги оценивается примерно в 41 млрд руб. Из них 18 млрд руб. выделит федеральный бюджет, 12 млрд руб. — частный инвестор, около 11 млрд руб. — правительство региона. Протяженность трассы составит 26,8 км. На участках установят 5 пунктов взимания платы барьерного типа (stop and go). Проезд обойдется автолюбителям в 6,3 руб. за километр. К слову, «Обход Хабаровска» — это сегодня единственный на Дальнем Востоке проект в транспортной сфере, реализуемый в рамках государственно-частного партнерства.
Безусловно, одним из главных проектов в транспортной сфере в регионе является реконструкция Хабаровского аэропорта. В 2016 году АО «Международный аэропорт Хабаровск» стал резидентом ТОСЭР, после чего компания разработала и направила проект строительства пассажирского авиатерминала в Главгосэкспертизу в Москву. На первом этапе работ, которые начнутся уже в этом году, планируется возвести терминал внутренних воздушных линий площадью более 26 тыс. кв. м. Сумма инвестиций составит 4,2 млрд руб. Закончить строительство и ввести объект в эксплуатацию инвесторы намерены в 2019-м. Вторая очередь проекта придется на 2021—2025 годы. За это время комплекс расширят за счет международного сектора, который обойдется в 2,3 млрд руб.
На сегодня строительство внутреннего и международного секторов пассажирского терминала оценивается примерно в 6,5 млрд руб. Источников финансирования будет несколько — планируется привлечь заемные средства, а также частные инвестиции. Среди потенциальных инвесторов рассматриваются Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона и пул японских инвесторов во главе с компанией Sojitz Corporation.
К слову, сотрудничество Хабаровского края с японской стороной в прошлом году велось весьма активно. Комментируя итоги поездки в Страну восходящего солнца, губернатор Вячеслав Шпорт подчеркнул, что визит дал мощный импульс к укреплению двустороннего сотрудничества. Сегодня можно говорить уже о четырех наиболее крупных направлениях совместной работы в регионе.
— Во-первых, завершился долгий переговорный процесс по участию японских инвесторов в развитии Хабаровского аэропорта, — отметил глава региона. — Для краевой столицы это очень важный объект транспортной инфраструктуры. Во-вторых, мы договорились о продолжении нашего успешного проекта с компанией JGC по тепличному комплексу. В-третьих, мы нашли вместе с японскими инвесторами и компанией «Колмар» ряд решений по строительству терминала в Ванино. Уверен, будем так же быстро двигаться и дальше. В-четвертых, договорились с компанией «Иида» о создании мощностей по производству пеллет в Амурске.
Инвестиции и ТОСЭР
В конце года в Хабаровске между правительством Хабаровского края, администрацией города и компанией ООО «Броско» подписано тройственное соглашение о строительстве торгово-развлекательного комплекса с аквапарком. Как сообщил директор департамента архитектуры, строительства и землепользования городской администрации Сергей Сергейчук, в рамках соглашения уже разработана «Дорожная карта» по реализации инвестиционного проекта и выдаче разрешения на возведение объекта. Создана рабочая группа из представителей сторон, которая займется решением всех текущих вопросов.
В 2016-м увеличилось число проектов, реализуемых в рамках ТОСЭР. Так, ООО «Прада промфильтр», получив статус резидента, организовало на площадке «Ракитное» производство фильтров по корейской технологии для автомобилей японских марок. Инвестиции в проект составили более 54 млн руб. В планы предприятия заложено развитие до 2023 года — компания намерена начать выпуск автомобильных запчастей и изделий из полипропилена.
В конце года статус резидента ТОСЭР «Хабаровск» получили еще две компании: ООО «Логистерра» и ООО «Хладокомбинат Хабаровский». Оба предприятия размещаются на территории индустриального парка «Авангард». ООО «Логистерра» приступило к возведению склада продуктов питания в составе производственно-логистического комплекса. Завершить строительство планируется в четвертом квартале 2017 года, требуемый объем инвестиций — 382,5 млн руб.
ООО «Хладокомбинат Хабаровский» до конца текущего года намерено закончить строительство комплекса помещений низкотемпературного склада общей площадью 15 тыс. кв. м. Объем капиталовложений по проекту оценивается в 675 млн руб.
В декабре Правительством РФ принято решение о создании в Хабаровском крае новой территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск». Режим ТОСЭР будет распространен на площади 531,3 тыс. га и охватит сразу шесть населенных пунктов Николаевского муниципального района: Николаевск-на-Амуре, поселок Многовершинный, сельские поселения Иннокентьевское, Красносельское, Оремифское и Члянское. Готовность стать резидентами изъявили уже девять компаний с общим объемом инвестиций более 3 млрд руб. Как заявили в краевом правительстве, проекты, связанные преимущественно с рыбопереработкой и судоремонтом, позволят создать почти 2,5 тысячи рабочих мест, а налоговые отчисления превысят 250 млн руб.
— Работа по развитию Дальнего Востока продолжается, — отметил вице-премьер, полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев. — То, что уже сделано, — это только старт. Работы впереди еще очень много. Мы будем вместе продолжать создавать территории опережающего развития, поддерживать инвестиционные проекты, привлекать к финансированию Фонд развития Дальнего Востока.
Подготовил Илья АВЕРИН