Темы номера
Отставной полковник три десятка лет разводит в городе петухов и кур. Наверняка его, в такой знаковый год ждет особая удача.
Николай Бутовец в районе 19-й школы человек известный: во дворе обычной хабаровской панельки построил много лет назад огромный курятник и голубятню. Не наживы ради, потехи для. В феврале Николаю Васильевичу стукнет уже 87, супруга Антонида Константиновна на два года моложе, но, несмотря на почтенный возраст, завязывать с хлопотным хобби супруги не собираются. Два раза в день идет глава семейства в курятник кормить пернатых питомцев. Сейчас это четыре курочки и столько же петушков. Летом хозяйство увеличивается вдвое.
В зимней «комнатке» курятника, где горит свет, а стены укутаны старой цигейковой шубой, живут птицы породы японский бентам. Это миниатюрные декоративные несушки и петушки, некогда любимцы китайских аристократов. Несмотря на скромный размер, одна курочка приносят хозяевам за сезон до сотни яиц.
Петушиный характер
Пестрое хозяйство Бутовцов городской ребятне — забава: облепят изгородь вокруг курятника и наблюдают за петушиным семейством. Сюда даже водят на экскурсии, курочек покормить, детвору из ближайшего детсада. В наступившем году Красного Петуха, полагают супруги, пернатое подворье будет вдвое популярнее у хабаровчан.
Сейчас Николай Васильевич и Антонида Константиновна знают все нюансы птицеводства. А в 1988 году, когда привезли из Приморья пять куриных яиц, отставной подполковник и его супруга, работавшая, как сама говорит, офицерской женой, не знали, с какой стороны к ним подойти.
— Первых цыплят высидели голуби в голубятне, — вспоминает Николай Васильевич. — Народились птенцы осенью, держать их было негде, поэтому взяли жить в квартиру. Они были ручными и очень забавными.
— Напрасно говорят, что курица — птица глупая, — соглашается супруга. — Каждая курочка и петушок со своим характером и повадками. И нам с мужем эта птица по характеру: он по гороскопу Лошадь, я — Овечка, словом, оба из домашних животных, — смеется Антонида Константиновна. — И в молодости были мы такими же неугомонными, горячими и боевыми.
Кто рано встает…
Бутовцы в округе слывут гринписовцами. Им регулярно подбрасывают то подраненных фазанов, то надоевших цыплят, купленных для забавы детям. Жили в курятнике и перепела, и цесарки. Кстати, своих воспитанников супруги на бульон не пускают: курочки от старости умирают, а петушков желающим бесплатно раздают. Нередко приходят к супругам молодые мамы, просят домашних яиц для болеющих детишек. Те взамен денег не берут.
Однажды одного красавца–петуха у Бутовцов забрали артисты Московского цирка, приехавшие на гастроли в Хабаровск. В дороге своего циркача они потеряли, и кто-то рассказал гостям, что живет в центре современного города некая семья с петушиной фабрикой во дворе.
За все годы стариков–птицеводов обворовывали по-крупному раз: три года назад воры унесли всех птиц, осталась только молоденькая несушка. Вероятно, курочка или прыткая была, или смышленая: хорошо спряталась от незваных посетителей.
— А недовольные вашей домашней птицефабрикой есть? — спрашиваю.
— Соседка с первого этажа ультиматумы долго ставила: изведи, говорит, петухов, спать по утрам в выходные не дают, — рассказывает Николай Васильевич. — Уж сколько лет держу хозяйство, а некоторые соседи так и не научились с первыми петухами просыпаться.
Татьяна ДВОЙНОВА, фото Александра СТУДЕНИКОВА