Добрые, добрые «джокеры»
logo

Темы номера

Добрые, добрые «джокеры»

Дмитрий Годяев, Роман Шерстнев и Антон Соколов — давние друзья. Работают они в совершенно разных сферах: один занимается грузоперевозками, другой — снабжением, а третий и вовсе служит в правоохранительных органах. Ну а вместе они… делают кино.

Любительской киностудии Joker Interteiment (да, название пишется именно так, со смешными ошибками) уже больше 13 лет. И за это, прямо скажем, долгое время (не всякая официальная фирма столько проработает!) команда умудрилась ни разу не отступить от твердых и строгих принципов: никаких свадебных видео, никаких коммерческих роликов, а если реклама, то только социальная. В основном — независимые фильмы, чаще всего игровые.

Это значит, что все по-настоящему: камера, свет, костюмы, грим, даже специальная хлопушка. Долгие репетиции, многочасовые съемки, в том числе выездные, в других городах и даже регионах, а потом — монтаж, дубляж, саундтрек…

— Если говорить о серьезных работах, то их у нас шесть или семь, включая две полнометражных, — рассказывает Дмитрий. — А более мелкие проекты, социальные ролики и видео даже подсчитать сложно. Мы собрались вместе, чтобы развиваться в сфере киноискусства. И это не хобби — учитывая, сколько сил, времени и ресурсов туда вкладывается, мы просто не можем так сказать. Это дело жизни!

В поисках грустных близнецов

Сейчас к выходу готовится очередное произведение — короткометражка «Матадоры» по одному из самых знаменитых рассказов Эрнеста Хемингуэя — «Убийцы».

Сам собой возникает насущный вопрос:

— А на какие деньги происходят съемки? Неужто в складчину?

— А по сути, так оно и есть, — подтверждает Роман. — Потому что с инвестициями в этой сфере у нас, как вы понимаете, все не очень хорошо. Сегмент любительского кино в Хабаровске отсутствует, и это очень обидно, поскольку раньше наш город считался чуть ли не столицей кино документального. А сейчас мы вообще этим не знамениты. Да, у нас есть Андрей Исканов, чьи фильмы популярны даже за рубежом. Но он снимает ужасы для весьма узкой аудитории, а у нас другая миссия — хотим работать для широкого зрителя, задействуя людей без образования.

— Да, и очень здорово, что в нашем городе так много талантливых ребят, которые, не имея специального образования, готовы на огромные усилия и практически каторжный труд, чтобы в итоге получилось что-то стоящее, — вступает в беседу Антон. — Не представляете, сколько их через нас прошло!

Это правда. К примеру, актеров «джокеры» ищут долго, тщательно и практически везде. Часто это друзья, знакомые и друзья знакомых. Иногда, как для своего большого проекта «Мафия», который растянулся на пять лет и охватил больше 200 (!) человек, дают объявления в Интернете. Могут, кстати, заприметить подходящего человека на улице.

А еще, конечно, дружат с театральными коллективами. Не один год сотрудничают с членами труппы бывшего народного театра «Тандем», который распался после переезда режиссера Лины Занозиной в Краснодар, а за характерами для «Матадоров» пришли к подопечным актера «Триады» Михаила Васюкова — у него тоже теперь есть свои ученики.

— Сам Михаил тоже занят в фильме, но не в главной роли — играет одного из убийц: импульсивного, жестокого и харизматичного, — говорит Дмитрий. — А центральный герой достался студенту-медику Сергею Письменному: он занимается актерским мастерством недавно, но очень способный.

В этой картине персонажей, конечно, не так много, как в прошлой, — всего 10. Но, тем не менее, отбор длился два месяца. Хотя на этот раз процесс, по словам  съемочной команды, прошел еще легко:

— Мы обычно продумываем персонажей еще на этапе сценария, представляем, какими они должны быть, делаем зарисовки. Тут, к счастью, получилось так, что мы большую часть актеров «увидели» еще в начале. А вот для одного из прошлых проектов, к примеру, нужны были очень грустные близнецы — так весь город перетрясли!

Экономная независимость

В «Матадорах» обошлось без печальных близнецов и сложных съемочных трюков типа вызова альпинистов, чтобы подвесить камеру высоко на дереве (а у «джокеров» и такое бывало). В минутном трейлере (кстати, и без того весьма зрелищном) даже из окон никто не прыгает. Все действие происходит либо в баре (нужный ретро интерьер нашли на улице Калинина), либо в загородном особняке (его нашли через родственников и знакомых). И это тоже стало несомненным достоинством изначального текста.

— Почему мы взяли Хемингуэя? Прежде всего, это история, которая всем понятна: двое убийц приходят в провинциальный бар, чтобы найти бывшего боксера и прикончить его. Это о столкновении человека со злом, о том, как оно меняет его, каким он выходит из конфликта.

— Ну и после «Мафии», гангстерского фильма об Америке 1930-х годов, у нас остались костюмы, реквизит и тому подобное, — улыбаясь, подхватывает Дмитрий.

И это правильно: чего добру пропадать? Экономность — ценная черта для независимого кино.

— Если говорить о съемках, то непосредственно они длились месяц, — отмечает Роман. — Но до этого были четыре месяца, чтобы превратить шесть страниц рассказа в 18 страниц сценария, потом два — на поиск персонажей, еще два прошли в жестких репетициях… Ну а сейчас так называемый постпродакшн: монтируем, озвучиваем, ищем музыку. Итого — примерно год.

Хотя идея, по словам парней, возникла и того раньше — больше трех лет назад.

— Мы просто морально готовились, — смеются они.

Тайна для успеха

Закрытая премьера «Матадоров» намечена на конец февраля. По плану 20-минутную картину увидят только члены съемочной группы и их близкие.

— То есть как получается: «У нас готов хороший фильм, но мы вам его не покажем»? — от этого вопроса тоже никак не удержаться.

— Да мы бы с удовольствием, — разводит руками Дмитрий. — Это не наше желание, а регламент кинофестивалей, на которые мы хотим послать фильм. Комиссия требует, чтобы фильм почти никто не видел.

Для «джокеров» это вполне оправданно: у них целых два повода рассчитывать на успех — приз зрительских симпатий Всероссийского молодежного фестиваля социальной рекламы «Наше время» и отбор в программу международного кинофестиваля Manhattan Short. Не время останавливаться на достигнутом.

Ну а мы пока можем запросто найти на YouTube их документальный проект «Городские легенды», посвященный башне «Воронье гнездо» (вскоре они обещают приступить ко второй части — речь пойдет о Сикачи-Аляне). И пожелать землякам удачи.

Дарья УЛАНОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)