Хорошее время, чтобы начать
logo

Темы номера

Хорошее время, чтобы начать

Он родился в финской глубинке, а свой первый бизнес организовал, когда ему было всего 13 лет. С того момента прошло 32 года, и сегодня он один из наиболее успешных предпринимателей Европы, миллионер, инвестор, бизнес-ангел.

Мы пообщались с идеологом Open Innovation Startup Tour, советником президента фонда «Сколково» по стартапам Пеккой Вильякайненом.

Борозды не испортит

— Господин Вильякайнен, на церемонии открытия Open Startup Tour в Хабаровске вы назвали себя «финским конем». Почему?

— Когда я женился, а женился я на русской пианистке, мой отец произнес на свадебной церемонии речь. Он очень нервничал, потому что там присутствовали члены семей с обеих сторон, и начал так: «Мои дорогие русские друзья, во время Второй мировой войны… (в этот момент я подумал: «Уф, это не самая удачная тема для разговора») у нас было секретное оружие против Сталина — специальная порода лошадей. Ее так и назвали — финская лошадь. Эта порода отличается сильными ногами, надежностью и невысокой сообразительностью, прямо как мой сын Пекка». Вот почему. (Смеется.)

Конечно, это шутка, но, делая стартап-тур, ты и правда должен быть надежным, преданным миссии и уверенным в том, что делаешь.

— Можно ли научиться бизнесу или человек должен родиться предпринимателем?

— Научиться предпринимательству можно, в том числе и на моих мастер-классах. Но если вы при этом испытываете страх и окружаете себя людьми, которые говорят: «Осторожно, не делай этого, не надо!», крайне сложно достичь успеха в бизнесе. К сожалению, абсолютное большинство родителей говорят сегодня своему ребенку: «Не занимайся ерундой, иди в Сбербанк или «Роснефть», обеспечь себе безопасную и спокойную жизнь».

— Можно ли сказать, что это одна из основных причин, по которым в России пока мало новых успешных стартапов, преуспевающих компаний? 

Так и есть. С другой стороны, я смотрю на ситуацию с оптимизмом. Сейчас люди куда более открыты. И если преподаватели в университетах или мы, как представители «Сколково», немного их подтолкнем, шанс получить новые растущие компании весьма велик. Я в этом абсолютно уверен. Но в любом случае нужно, чтобы общество в целом поддерживало эти начинания. А это непросто.

Когда поздно

— Есть ли возрастной ценз для занятия бизнесом? В каком возрасте начинать свое дело уже не имеет смысла?

— Если вы решили, что хотите заняться предпринимательством в одиночку и вам не нужна никакая помощь, при этом вам за шестьдесят и вы на пенсии, наверное, я скажу, что уже слишком поздно. Но если вы намерены собрать команду, куда войдут молодые люди, студенты, предприниматели, тогда совсем другое дело.

Кстати

2 и 3 февраля в Хабаровске прошел второй этап грандиозного роуд-шоу, организованного фондом «Сколково» — Open Innovations Startup Tour, в котором приняли участие около 400 человек со всего Дальнего Востока и Восточной Сибири.

— Хабаровск не случайно включен в этом году в список городов тура, — отметил вице-президент по региональному и международному развитию фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин. — В регионе активно развиваются разные отрасли промышленности. На мой взгляд, высокий уровень развития региональных технопарков и предприятий обуславливает должный уровень развития нашей страны в целом.

У нас есть великолепный пример — ректор Сколтеха господин Кулешов. Он руководитель старой советской закалки. При этом у него несколько бизнесов, в которых он ведет дела вместе с молодыми ребятами. Ему семьдесят, и он очень успешен. Так что ответ на ваш вопрос — никогда не поздно. Все зависит от того, какой у вас тип мышления, менталитет.

— У вас большой опыт общения с начинающими предпринимателями. Можете ли вы с ходу определить, имеет человек потенциал в бизнесе или ему лучше заняться чем-то другим?

— Вы знаете, здесь не может быть никакой магии. Да, установить контакт с человеком можно, но сверхспособностей, позволяющих моментально определять, кто перед тобой, ни у кого нет.

Поэтому, когда я оцениваю компанию, в которую хочу инвестировать, я разбиваю работу на несколько частей. Первые три недели смотрю, как человек реагирует на происходящее. Спустя примерно три месяца решаю, продолжать сотрудничество или нет. И неважно, как предприниматель относится лично ко мне. Он может быть очень вежливым со мной, но в то же время полным подонком по отношению к другим.

— По-русски мы называем таких людей «лицемеры».

— Абсолютно верно. Потому-то и нужно время, чтобы понять, с кем имеешь дело, и что из всего этого выйдет.

Кстати, вот еще что хотелось бы сказать. Каждая компания проходит несколько жизненных циклов: 5 сотрудников, 50, 100, 500 и т.д. И крайне редко один и тот же менеджер одинаково хорош для каждого этапа. Многие компании умирают из-за того, что предприниматель или главный акционер больше не способен эффективно управлять предприятием. Часто такие люди держатся за свое место, говоря: «Я здесь главный, я босс!» Если даже все вокруг твердят: «Возьми себе Александра в управляющие и радуйся жизни», он отвечает: «Не, не, не! Я и сам хорош». И в таком случае развитие останавливается.

У меня есть множество примеров даже сейчас, когда нужно менять лидера в проекте, и все будут довольны, но собственник против этого.

Рожденный в кризис

— Скажите, а почему для организации стартап-тура вы выбрали именно Россию?  

Правильнее было бы сказать, что это Россия меня выбрала, пригласив к себе.  

— Но вы же не отказались.

— Ваша страна близка мне, в том числе это касается и географического положения. Это не шутка.Три года назад я посетил Китай, где мои китайские партнеры сказали: «Пекка, приезжай к нам, мы заплатим тебе в пять раз больше, чем русские». Но я делаю это не из-за денег. Я просто не вижу свою миссию, к примеру, в Шанхае. Ну и, конечно, в культурном плане Россия куда ближе мне, чем Китай. Люди отличаются, как день и ночь. Плюс ко всему у России хороший потенциал для роста, который еще не использован.

— Видите ли вы результат своей работы в нашей стране?

— Безусловно. К примеру, сравнивая свою поездку в Якутию три года назад и сейчас, я вижу серьезный прогресс. Там появилось много новых компаний, технопарков, университеты стали работать с предпринимателями. Да, эффект вне всяких сомнений есть. Если вы возьмете статистику и посмотрите, сколько новых высокотехнологичных рабочих мест создано в целом по России за последние три года, вы тоже увидите хороший рост. Конечно, это не только заслуга стартап-тура, но и мы внесли определенный вклад.  

— Сейчас непростая ситуация в экономике, и некоторые специалисты говорят, что это не самое подходящее время для открытия нового бизнеса. А каково ваше мнение на этот счет?

Диаметрально противоположное. Если вы посмотрите на самые успешные мировые компании, то увидите, что все они родились в кризис — ExxonMobil, Apple, Nokia. Поэтому, ответ на вопрос о том, стоит ли сегодня начинать свое дело, весьма прост: без сомнений, стоит. Кроме того, правительство в настоящее время как никогда ранее сфокусировано на развитии предпринимательства и обеспечивает всестороннюю поддержку. Это хорошее время, чтобы начать.

Беседовал Илья АВЕРИН, фото Александра СТУДЕНИКОВА

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)