Темы номера
Развитие аквакультуры — новое для дальневосточников направление бизнеса, интерес к которому постоянно растет. В прибрежной зоне региона предпринимателям выделяют 400 гектаров акватории. Сформировано 45 рыбоводных участков, где преимущественно будет сделана ставка на выращивание гребешка.
Участок площадью 52 тыс. кв. км в Охотском море, который раньше считался международными водами, передан России. ООН закрепила его за нашей страной. В итоге Охотское море должно стать рыбной корзиной не только Дальнего Востока, но и страны в целом. По данным ученых, здесь 40 процентов мирового запаса минтая, много палтуса, лосося, трески, краба — непочатый край для развития аквакультуры.
По данным Минвостокразвития, у берегов Японского и Охотского морей для этих целей пригодны 2 миллиона гектаров акватории. Но используется менее 20 тысяч. Выращивается 5 тысяч тонн биоресурсов, а возможности на миллион тонн. По мнению специалиста отрасли, кандидата биологических наук Сергея Масленникова, эти места лучшие в мире для искусственного выращивания некоторых особо вкусных и полезных биоресурсов. В объектив пристального коммерческого внимания попали трепанг, мидия, устрица, гребешок, спизула, анадара и другие. Создание современной аквакультуры может принести Дальнему Востоку до миллиона дополнительных рабочих мест.
У чиновников руки длинные
По мнению ученых, если у бизнеса нет технологий, их можно купить. Запали на трепанга — обращайтесь к китайцам. Захотели выращивать и шинковать морскую капусту — лучше опереться на опыт Северной Кореи. А лучшие специалисты по гребешку живут в Японии. Разработка же собственных технологий затянется лет на десять.
Более того, процесс тормозится существующим законом. Предприниматель чувствует подножку уже при подаче заявок. За прошлый год из 121 заявки дальневосточников на промышленное использование участков акватории удовлетворены лишь девять. Направление представлено у нас лишь разведением рыб лососевых пород и товарной аквакультурой.
Необходимо создать механизм, в рамках которого чиновники не смогут манипулировать участками. Водные наделы должны быть предоставлены людям, которые смогут ими эффективно заниматься. По данным вице-премьера, представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, количество используемых морских акваторий — всего 1 процент от возможного освоения. А ведь это ресурс всей страны, от которого во многом зависит развитие Дальнего Востока.
— Ситуацию надо разруливать, — считает уполномоченный директор Дальневосточной ассоциации «Аквакультура» Александр Платонов. — Важно определиться, как давать участки. В чем собственно проблема? Сегодня надел можно получить по заявке или на торгах. И вот вы оставили заявку, а участок выставили на торги, и он достался другому. Мы хотим, чтобы вариант получения остался только один. При этом, не заставлять заявлять определенный вид биоресурсов, не устанавливать минимум или максимум не выращенной еще продукции. И подвижки в этом направлении есть: Минвостокразвития приняло решение изменить подходы к «нарезке» рыбоводных наделов. Формировать их будут строго на основе научных исследований, публиковать на интерактивной карте и выставлять на открытые аукционы. Кроме того, дальневосточникам обещан закон об аквакультуре, учитывающий особенности региона.
Кстати
2 миллиона гектаров акватории у берегов Японского и Охотского морей пригодны для развития аквакультуры, но используется менее 20 тысяч. Выращивается 5 тысяч тонн биоресурсов, а возможности достигают миллиона тонн.
Верная рыба
Девять рыболовецких предприятий края уже подали заявки в Росрыболовство на строительство 16 судов. Кроме того, до 2020 года на территории края планируется построить 9 рыбоперерабатывающих цехов и холодильников на 20 тысяч тонн единовременного хранения. Это позволит нарастить объем береговой переработки до 80 тысяч тонн, а общий объем производства — до 300 тысяч.
Но для этого надо засучить рукава. Вспоминаются цеха рыборазводного завода на Анюе. Стерильный лоск, выложенная камушками гавань для уходящей в далекое плавание и готовой вернуться нагулявшей возраст молоди. Анюйский рыбоводный завод только в прошлом году выпустил в Амур 670 тысяч мальков осетра, на треть перевыполнив план. Другое местное предприятие произвело 180 тонн горбуши. Заразительный пример, который в дальнейшем собираются использовать еще несколько заводов. В ближайшие пять лет появятся не менее трех частных лососевых рыбоводных предприятий. Ожидается, что к 2022 году общий объем выпускаемой молоди достигнет 100 миллионов особей. Намечено создать две фермы по выращиванию морского. Бухта Бяудэ Советско-Гаванского района уже стала плантацией для выращивания трепанга, гребешка, устриц. Первый урожай на подходе.
Когда сложно с деньгами, бизнес выживает как может. Предпринимателям, занятым в аквакультуре, сложнее. Малькам не скажешь: «Денег нет, но вы держитесь». А вот продумывать весь процесс до мелочей можно и нужно.
Развитие аквакультуры — очень востребованное направление, потенциал которого не реализован по-настоящему. Наши азиатские соседи занимаются таким промыслом давно и профессионально и с завистью смотрят на богатейшие акваресурсы Дальневосточного региона, с великолепными возможностями развивать промышленное производство, открывать новые рабочие места, крепить российскую продовольственную безопасность.
Петр МАЗУР, фото Александра СТУДЕНИКОВА