Темы номера
Уйти от наказания за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) с каждым годом все сложнее. Теперь за автомобилистами следят не только со стационарных камер видеонаблюдения, но и… с воздуха.
Око в воздухе
Найти на бескрайнем полотне неба маленькую белую точку сможет только человек с очень хорошим зрением. Я вот, например, не сумел. Белая точка — это дрон, или беспилотный летательный аппарат ZALA, разработанный в России и произведенный в Ижевске. Штука хитрая: от человеческих глаз скрывается на высоте, зато вас легко разглядит в деталях. Сегодня дрон используют для мониторинга дорожной обстановки.
Мы находимся на улице Павла Морозова, в районе затона. На обочине припаркован сине-белый КамАЗ с кунгом вместо кузова. С виду совсем обычный грузовик, но умную начинку выдает набалдашник антенны на крыше. В аппаратной располагается оператор с техникой. Здесь удобный кресла, есть умывальник, микроволновка — специалисты могут провести тут не один час, выслеживая преступников, или, как сейчас, нарушителей ПДД.
Беспилотник кружит в нескольких километрах от нас, в районе перекрестка на улице Флегонтова. Картинка с дрона по радиоканалу поступает на монитор оператора.
— На нем установлена видеокамера, — рассказывает Тарас Панфилов, начальник группы эксплуатации беспилотных летательных аппаратов авиационного отряда специального назначения УМВД России по Хабаровскому краю. — Но она не считывает скорость движения автомобиля — все нарушения (пересечение сплошной, проезд на красный и другие) отслеживает находящийся вместе с нами инспектор ГИБДД. Затем он передает информацию коллеге, стоящему на дороге, и тот уже останавливает нужный автомобиль.
Тарас захватывает в объектив серый минивэн, который повернул на красный сигнал светофора. Выглядит все, как в игре или шпионском боевике: дрон преследует машину сверху. Беспечный водитель даже не подозревает, что его ведут. Километр спустя на дороге сотрудник ГИБДД взмахивает палочкой. Автомобилист, как и многие до него, недоумевает: «Я ничего не нарушал! Вы же видели!» Но затем, ему показывают видео с воздуха, и немного шокированный человек соглашается с наказанием. От зоркого ока не уйдешь.
И самолет, и вертолет
Тангаж, крен, курс — монитор управления беспилотника почти как в настоящем самолете. Да и сам он, внешне и внутренне, похож на «старшего брата». Только размером меньше — размах крыльев около 2 метров. Летает на электричестве от батареи, которой хватает в среднем на два часа.
— Дальность полета аппарата до 50 км, максимальная высота 1,2 км, — продолжает Тарас Панфилов, внимательно вглядываясь в монитор. С виду, кстати, ничего сложного специалист не делает: жмет на клавиши, крутит мышкой. Но это только с виду. — Сейчас дрон работает в режиме с камерой, то есть куда смотрит объектив, туда и летит. Привыкаешь к нему не сразу, обычно несколько месяцев уходит. Главное — следить за показаниями приборов (скорость ветра, высота и прочее) и обстановкой — все-таки мы работаем в городе, где есть дома, электролинии. Поэтому, чтобы никому не мешать, движемся на высоте около 300 метров.
Перед взлетом оператор и его коллега проходят предполетную подготовку как настоящие пилоты: медкомиссия, заявка на использование воздушного пространства и прочее. Запускают дрон в местах, где есть широкая и ровная площадка, а вокруг нет высотных зданий. Беспилотник крепят к специальной катапульте, чуть подбрасывают вверх, и он, жужжа, растворяется в голубом небе.
— В комплексе у нас восемь таких аппаратов: малые, средние, большие и вертолетного типа, — объясняет Панфилов. — Мы их используем в зависимости от задач. Если надо работать на дальнем расстоянии, запускаем крупный дрон, если необходимо срочно взлететь — малый. Вертолетный тип нужен на небольших высотах для обследования территории складов или ангаров, когда нужно зависнуть в одной точке на некоторое время.
На мониторе оператора то и дело возникают красивые картины города. Панорамы микрорайонов, солнце на фоне реки, бурлящие машинами магистрали.
— Не отвлекает? — спрашиваю я.
— Нет, привыкли уже, — улыбается Тарас. — Для нас это повседневная работа, хотя и очень интересная.
Еще бы! Беспилотники умеют не только снимать происходящее на камеру, в их арсенал входят и более умные штуки, например тепловизор. Его используют ночью. В кромешной темноте он разглядит и человека, и даже кошку в густой чащобе.
Заслуженная розетка
Дроны — будущее, которое уже сейчас стоит на страже безопасности горожан. Подобные комплексы давно используют в России. На Дальнем Востоке подобные аппараты есть во Владивостоке, в Благовещенске и Хабаровске.
— В качестве эксперимента они работали в течение года, а с марта мы начинаем плотно эксплуатировать беспилотники на дорогах города, — говорит Александр Баранов, старший инспектор отделения пропаганды ГИБДД Хабаровска. —Например, сегодня мы выявили около десятка нарушителей. Водители должны понимать, что если инспектора нет в поле видимости, это не значит, что можно плевать на ПДД — наказание неотвратимо. Кроме того, летательные аппараты помогают анализировать дорожную обстановку, выявлять опасные места и участки, на которых возникают пробки.
…А тем временем дрон, отработав положенное время, пошел на посадку. Снизившись до определенной высоты, он выпустил парашют и мягко опустился на землю, где его подобрали специалисты авиагруппы. На сегодня он свою миссию завершил. Теперь можно и отдохнуть у розетки.
Михаил КОНДРАТЬЕВ, фото автора