Резидент идет на прорыв
logo

Темы номера

Резидент идет на прорыв

Приход якорных резидентов в ТОСЭР и технопарки Хабаровска дал возможность выстроить стратегию импортозамещающего развития экономики города. Бизнес почувствовал выгоду, город — возможность решить ключевые проблемы жизнедеятельности краевого центра. А президент страны дал понять:  никого не устроят «никакие» темпы роста ВВП, нужен прорыв, и прежде всего в технологическом развитии.

Аргумент на «посадку»

Что заставляет резидентов идти на поиск благоприятных площадок? Как ни странно, для многих это шанс уйти от серых зарплат. Подспорье — льготы территорий опережающего социально-экономического развития и технопарков. Вот конкретный пример.

ООО «СТК» приняло решение строить на площадке «Ракитное» цех сборки дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники. Объем инвестиций — 1,4 млрд руб. Расходы по налогам падают на 26 процентов, поделилась генеральный директор ООО «СТК» Наталья Колесова. Использование отечественного сырья и комплектующих, самостоятельная сборка снизят цену на конечную продукцию. В сравнении с зарубежными аналогами она может быть ниже примерно на 50 процентов. А это уже другая экономика, иные возможности для устойчивой оплаты труда работников и становления предприятия.       

Еще пример. Запуск первой очереди теплиц на площадке «Авангард» поднял волну желаний растить огород под стеклом. Постаралась японская компания «Джей Джи Си Эвергрин», настроенная на вторую, а теперь и третью очередь. Попутно в разы увеличили производство томатов пригородные хозяйства. В городе появился первый в стране современный завод по производству салата, другие предприятия, разнообразившие овощной стол горожан. Город доволен продукцией, японские инвесторы — прибылью и возможностью выйти на зарубежные рынки.              

Важно и то, что индустриальные парки города могут претендовать на федеральное финансирование. Субсидии на развитие инфраструктуры достигают 200 млн руб. каждому. С инженерными коммуникациями на площадке ТОСЭР «Хабаровск», похоже, не будет проблем. На 1,2 млрд руб., выделенных из федерального бюджета, возводятся 18 объектов тепло- и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, дороги, электросети.

АТР — это магнит

Высшая награда для резидента — возможность совершенствовать производство, внедрять инновационные решения. Так выразился генеральный директор компании «Ланит-Партнер» Владимир Ример. Совместно с другим московским предприятием у коллектива накоплен опыт работы проектирования и внедрения программных решений, в частности на космодроме «Восточный». А в Хабаровске открыт цех сборки электрощитового оборудования.

Площадка ТОСЭР «Хабаровск» приглянулась и менеджменту группы компаний «Пенетрон». Прежде всего возможностью  влиться в хабаровский строительный кластер, быть ближе к азиатским партнерам. С этой целью намечено построить завод по выпуску строительных смесей. Равняться есть на кого. Убедительные возможности продемонстрировала компания «ТехноНИКОЛЬ», наладившая выпуск каменной ваты. Генеральный директор направления «минеральная изоляция» Ирек Аллаяров убедил: использование самых современных технологий и оборудования позволило лет на десять опередить китайских конкурентов. Достигнуто преимущество и перед японскими аналогами. В отличие от близких и заморских соседей «ТехноНИКОЛЬ» использует исключительно чистый базальт. Компания — это 49 предприятий в шести странах мира. 15 процентов экспортной продукции. Вслед за Китаем поставки начались в Канаду. Если раньше вату получали 30 стран, теперь — 49. 

Кстати             

В городе три сертифицированных частных индустриальных парка, на территории которых уже 15 резидентов. Заполняемость такая: «Авангард» — 58,3 процента, «Дальэнергомаш» — 70, Хабаровский завод строительной керамики — 19,7.       

В ТОСЭР «Хабаровск» подано 35 заявок. 14 компаниям присвоен статус резидента. Заявленных инвестиций — 43,2 млрд руб.

Климат теплеет

Упрощается одна из наиболее сложных и протяженных по времени процедур — получение разрешения на строительство. Сократились сроки на этапе выдачи градостроительного плана земельного участка. Впереди желанная цель — 13 процедур за 105 дней. Плотно в этом направлении работает администрация Хабаровска. Сроки прохождения госэкспертизы удалось сократить до 45 дней. На очереди решение острейшей проблемы подключения объектов к альтернативным способам теплоснабжения.

Есть и таможенные льготы, то есть, право беспошлинно ввезти на территорию иностранное оборудование, сырье, иные товары. Более того, в ТОСЭР «Хабаровск» планируется терминально-логистический центр, главная задача которого — организация четкого взаимодействия транспортных компаний, сокращение сроков обработки и доставки грузов, минимизация рисков грузовладельцев. Как сообщил вице-мэр города Валерий Лебеда на заседании городского совета по предпринимательству, на территорию Хабаровска может быть расширен режим свободного порта и соответствующие налоговые преференции. И, наконец, Хабаровск — ворота в АТР. Отсюда легче сделать экспортный шаг в огромную реку потребления глубиной 50 триллионов долларов.                  

На устах России

Действия резидентов просятся в русло Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года. По словам начальника управления экономического развития администрации Хабаровска Александра Анисимова, предложена новая формулировка миссии города. Звучит в соответствии с велением времени: «Административно-политический, транспортно-логистический, культурно-образовательный центр российского Дальнего Востока с высоким уровнем человеческого капитала, благоприятным деловым климатом и эффективным местным самоуправлением». А фишка — эффективное местное самоуправление. В этом отношении Хабаровск на устах России. На стабильное повышение качества жизни горожан нацелены 31 задача и 476 мероприятий. Первые резиденты достойно работают в этом направлении.

Стабильное, благополучное развитие города напрямую зависит от потенциала городского бизнеса. Сегодня ему принадлежит 40 процентов оборота организаций, а перспектива требует 60. Пополнить предпринимательские ряды призваны технопарки. Как это делает «Авангард», поясняет его исполнительный директор Денис Грось. Идея заключается в том, что компании, не имеющие собственных инвестиций в строительство производственных зданий, могут взять их в аренду и получить статус резидента. В приготовленные модульные цеха заходят небольшие предприятия и получают преференции. Такова реальная поддержка малого и среднего бизнеса.

Массовый запуск заводов в ТОРЭКсах Дальнего Востока начнется в будущем году. Начнут работать свыше сотни новых предприятий. На несколько десятков производств рассчитывает дальневосточная столица. Для города важны не только новые предприятия  и рабочие места, но и объемы частных инвестиций, поступлений в бюджеты, возможность развивать социальную инфраструктуру, особенно жилищное строительство. В этом направлении особо интересен новый индустриальный парк, созданный на базе Хабаровского завода строительной керамики. Выпестованный муниципальной властью коллектив сумел обеспечить материалами городских застройщиков жилья. Муниципальный строительный сектор сбил цены на коммерческом рынке. Кроме завода — якорного резидента на площадке размещены еще два предприятия: «Теплоэффективный блок» и «Дальэнергогаз». Условиями индустриального парка заинтересовались инвесторы стран АТР. Директор завода Дмитрий Демин считает кризис благоприятной порой для эффективного менеджера.

Еще один якорный резидент ТОСЭР «Хабаровск» — аэропорт. Столица вправе рассчитывать на современные воздушные ворота. Правительственная комиссия по транспорту одобрила проект строительства нового пассажирского терминала. Аэропортовский комплекс будет возведен на принципах государственно-частного партнерства. Пропускная способность — до 3 млн пассажиров в год.

Небесные трассы дополнят земные. Подписано  соглашение между правительством края и Региональной концессионной компанией: платной автомобильной дороге в обход краевого центра быть. Магистраль освободит город от транзитного транспорта и свяжет площадки ТОСЭР. «Обход Хабаровска» — единственный на Дальнем Востоке проект, которому суждено сбыться в рамках государственно-частного партнерства. Трасса длиной почти 27 километров будет иметь пять транспортных развязок, 24 моста и путепровода.       

Построим обходную дорогу, освоим Большой Уссурийский остров, а дальше-то что? По мнению доктора экономических наук Вадима Заусаева, сможем пойти на контейнерный поток из Китая. А это новый драйвер для Хабаровска. Дальше вполне вероятная возможность создания «сухого» порта. Словом, у Хабаровска открылись возможности сделать усилия инвесторов ТОСЭР и технопарков стержнем развития дальневосточной столицы.

Кстати

Один из принципов политики, которую исповедуют край и город, не столько давать финансовые средства, сколько не забирать деньги у инвесторов в ТОСЭР и технопарков, оставлять их на развитие предприятий.    

Петр МАЗУР

 

   

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)