Темы номера
Ученики средней школы № 12 к эксперименту с электронными учебниками подключились с января.
Я решила на время превратиться в пятиклассницу, осваивающую новые учебные технологии и, похоже, оказалась одной из самых шебутных на уроке.
Не игрушка!
У 5 «В» вот-вот должна начаться математика. Хотя с первого взгляда кажется, что сразу информатика. На партах гаджеты разных размеров: компактные нетбуки, легкие планшеты или, наоборот, объемные лэптопы. Мальчишки и девчонки возятся рядом — включают, загружают, настраивают.
Моя соседка по парте, серьезная девочка София Волкова, как раз открывает оглавление.
— Сегодня весь урок буду подглядывать в твой учебник, — честно признаюсь я.
— Вот облом, поиграть не получится! — иронично раздается из-за парты перед нами.
— Да, проблема с играми есть, и мы с ней усиленно боремся, — признается учитель математики и заместитель директора школы № 12 Светлана Кондратьева.
Решаю внести свой вклад в дело успеваемости.
— Да играйте, только я об этом в газете напишу! — делаю суровое лицо, и юмористы успокаиваются, хотя до урока еще три минуты.
Мы же с Соней пока рассуждаем о практической пользе нововведения.
— Такие учебники или бумажные? Конечно, электронные удобнее — они же все на одном компьютере, — объясняет ученица. — Раньше нужно было носить с собой полный рюкзак, а теперь нет.
— С ними намного легче, — подхватывает ее одноклассница Катя Пономарева. — Одно касание — и сразу открываешь нужную страницу и главу, а правила не обязательно читать — можно послушать или посмотреть видео.
Но главные помощники учителя — электронные тесты, которые компьютер проверяет сам, освобождая педагогов от штудирования ученических тетрадок. Но до них мы еще дойдем. А пока звенит звонок.
Где прячется миллион
Тема урока — десятичные дроби. И начинается он необычно для меня: ребята сами ставят себе цели и задачи. Коллективным разумом прежде всего решено вспомнить, что 5 «В» уже умеет делать с дробями. А именно записывать и прочитывать, складывать и вычитать, сравнивать и округлять.
Светлана Александровна выступает еще и в качестве навигатора:
— Нажмите на значок в левом верхнем углу страницы!
Один клик — и перед нашими с Софией глазами возникает нужная картинка. Еще один — и изображение увеличивается в размерах. На нем измерительные шкалы разных приборов — нужно правильно прочитать данные. В воздух взлетает лес рук. Пятиклашки справляются без ошибок.
Как орехи щелкают они и примеры из следующего упражнения, хотя в конце дело доходит до числа 0,008014. Если честно, я не сразу сообразила, что передо мной восемь тысяч четырнадцать миллионных — запуталась в нулях.
Затем для разнообразия пытаемся решить легендарную задачу про то, как перевезти через реку волка, козу и капусту, когда в лодке всего одно место и только капуста не готова тут же съесть соседа по берегу. На рисунке забавный седой крестьянин в мучительном раздумье почесывает затылок. Пока ребята спорят, с грустью вспоминаю свои учебники по математике за 5-й класс. Там даже треугольники были максимум серые и розовые. Ярких шкал, а уж тем более полноцветных крестьян мы в середине 1990-х были лишены.
Электронный ай-ай-ай
— Включаю звук! — это Светлана Александровна объявляет переход к следующему разделу: сравнение дробей.
София запускает на ноутбуке слайд-шоу, и каждую картинку комментирует приятный женский голос. Затем возвращаемся к классике: работаем у доски и в тетрадках.
Мой гуманитарный мозг требует отвлечься, и я вместо упражнений с цифрами решаю вычислить, сколько учеников из 5 «В» пишут левой рукой. Но вдруг…
— Она тоже левша! — слышится шепот справа.
Это брат по разуму Вова Богданов раскусил меня первым. Что ж, и тут шустрые пятиклашки успевают быстрее некоторых взрослых журналистов.
И они уже, между прочим, переходят к сложению и вычитанию дробей — в воздухе снова куча ладошек, все помнят, что запятую надо писать под запятой, и число цифр после нее должно быть одинаковым. Знания проверяют с помощью теста. Наводишь стрелочку на зеленый значок со списком — и вот перед тобой уже задание. Пока не решишь правильно, к следующему умная машина не пустит.
Моя соседка строчит в тетрадке со скоростью звука, но тут предатель-ноутбук зависает. Обидно. Новые технологии, оказывается, вот так могут помешать получить пятерку.
Снова звенит звонок, а ученики радостно обнаруживают, что только что достигли всех поставленных целей.
— Недочеты электронных учебников вполне понятны, — подводит итог Светлана Кондратьева. — Устройство может зависнуть или вообще разрядиться, и тогда ребенок останется сразу без всех материалов. Зато школьники с энтузиазмом пробуют новое: все ярко, красочно, увеличивается, уменьшается, двигается и прыгает. Но ведь бумажные учебники тоже никуда не исчезают. И я считаю, что это правильно: у ученика всегда должен быть выбор.
Дарья УЛАНОВА, фото Александра СТУДЕНИКОВА