Темы номера
«В многострадальном переулке Бородинском, 5 проживает одинокая пенсионерка Мария Николаевна Мостовщикова, ей 80 лет, и она практически не выходит из дома. Дом опять весь в воде, каждый день приезжает МЧС, чтобы откачать воду…»
Это письмо мы получили из Магадана от родственников бабушки. Проблема Бородинского не нова, вот только решить ее пока не удается.
Проблема трех семей
Многострадальные дома № 3, 5 и 7 сегодня тонут. И пока не в мутной воде речки Правая Березовая, а в канализационных стоках. Эти нечистоты текут к ним с верхних улиц — Чукотской и Челнинской, куда попадают с улицы Тихоокеанской. А вскоре начнет таять и речка Правая Березовая, вот тогда начнется основной потоп.
— У меня в доме пятые сутки, не переставая, работает насос, откачивает воду из подполья, — говорит хозяин седьмого дома Махир Самедов. — Здесь жить невозможно, особенно детям, поэтому я снимаю квартиру в городе. В этом году администрация Железнодорожного района уже присылала сюда технику. Компания «Гидрострой ДВ» три дня долбила лед и прочищала русло, чтобы вода пошла по речке. Но она ведь и по рельефу разлилась. По-хорошему надо канаву еще в одном месте прокопать, чтобы отвести воду. На грядках уже ничего не высаживаем, вода стоит на участке все лето. Я прошел по всем коммуникациям до Хабаровской государственной академии экономики и права, технического колледжа, пожарной части. Где-то там неисправна система водоотведения. Но почему я должен искать причину сброса канализации?
Спасительная обувь
В доме у Махира плещется вода. Кое-где сняты доски с пола, под ними наледь, в погребе можно рыбу разводить. Один насос уже вышел из строя, полы все повело, окна постоянно открыты, иначе можно задохнуться.
Аналогичная ситуация и в соседнем доме № 5, где проживает бабушка Маша. Дверь к ней открыта всегда, потому что за ночь вода замерзает, и можно оказаться в ловушке. Тепло только в одной комнате, потому что здесь постоянно топится печка, в двух других полы поднялись на 45 градусов, и все нижние углы затоплены.
— В доме хожу в галошах, а во всех углах еще стоит три пары сапог, — показывает Мария Николаевна на спасительную обувь. — Без них никак не обойтись. Подполье полное воды. МЧС утром приезжает, откачивает, а через два часа опять везде мокро. У меня каждый день бывает кто-то из соцзащиты, продукты привозят и вызывают спасателей, чтобы бабушка не утонула совсем.
— Мы за бабой Машей присматриваем, — добавляет другой сосед Владимир Молодкин. — Дважды меняли ей полы, помогали ее сыну, когда тот приезжал из Магадана. Но дом с каждым годом все больше уходит в землю, почти на метр уже просел, одна стена выше, другая ниже.
— Соцзащита мне рекомендует переехать к внучке, — чуть не плача говорит Мария Николаевна. — Но как я к ней перееду, когда у нее двое маленьких детей, и они снимают однокомнатную квартиру? Я бы продала дом, только его никто не купит! Весна еще только началась, и основной потоп ждем, когда речка таять начнет. Уже сейчас у домов разлилась огромная лужа. Через неделю-другую на Правой Березовой растает весь лед, и тогда только вплавь можно будет попасть в жилище.
Осталось найти виновных
— К сожалению, мы не можем заниматься работами на речке Правая Березовая, это полномочия министерства природных ресурсов правительства края, — объяснил ситуацию заместитель председателя комитета по управлению железнодорожным районом Вячеслав Протасов. — Каждый день отправляем в район Бородинского специалистов, которые помогают откачивать воду. Понимаем, что этого недостаточно, но и переселить людей из этого аварийного фонда в одночасье не можем. Будем разбираться, кто делает несанкционированные сбросы, но, опять-таки, наказать виновника не имеем возможности. Из Кодекса об административных правонарушениях убрали 37 статью, которая раньше служила основанием для подобных действий.
…Пока строилась промбаза ООО «Капторстрой» на улице Челнинской, директор предприятия постоянно расчищал берега и все прилегающие к ней канавы. Сейчас утопающим надо спасать себя самим. Хотя бабушка Маша надеется, что ей все же помогут.
Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора