Темы номера
Моющие и чистящие средства раздражают хабаровчан высокими ценами. Периодически и безбожно поднимают их производители, работающие за рубежом под российскими марками. Есть ли возможность открыть производство в городе или хотя бы на Дальнем Востоке, интересуются читатели нашей газеты.
Средства бытовой химии побили все рекорды подорожания. Импортозамещение в отрасли идет вяло. Такое впечатление, что бизнес упустил даже элементарную нишу по производству мыла. Львиная доля моющих средств российских марок оказалась за пределами нашей страны. Росстат покорно констатирует рост зарубежных «дочек» на 22,4 процента. По другим данным — 34 процента.
Что реально происходит на этом рынке? Дело в том, что отрасль, по сути, оказалась в руках крупных игроков. Рубль не удержался на позициях и спровоцировал схватку за маржу. При нашем попустительстве в начале 2015 года один из зарубежных производителей сумел прихватить 44 процента российского рынка. Выжившие отечественные предприятия скатились до 30 процентов. Взлетевший на чужой беде новоявленный западный лидер рынка стал заламывать цены, рассказал председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Потребители возмутились, компания сдалась и несколько умерила аппетиты. Но чуда не произошло. Отечественные производители оказались не в силах быстро нарастить объемы и разрядить ситуацию. Упаковка, оборудование для выдувания емкостей, растворители — все это закупается за рубежом. Курсовая разница валют взяла за горло. Давит на цены так называемое контрактное производство. Что это значит? Бренд российский — завод зарубежный. Производство, упаковка, доставка, таможня… Себестоимость продукции взлетает кратно и бьет по карманам потребителей. Наличность из кошельков помогли также выгрести возросшие ставки по кредитам под оборотные средства, затраты на логистику. Но любопытнее всего вот что.
Куда вдруг запропастилась вся российская сырьевая база, когда-то с лихвой обеспечивавшая отечественных производителей хозяйственных товаров? Разрушена и продана за рубеж вместе с технологиями. Из оставшегося оборудования — линии производства хозяйственных губок. Хоть что-то! Некоторые специалисты говорят, что мы сильны в производстве нетканых протирочных полотен в лице одной из компаний. Мол, уборка с ней — милое дело. А еще у нас получается производство хозяйственных веников и веников для бани. Отхлестать бы ими тех, кто все распродал и разрушил.
Почитаемое народом мыло и то вытеснили. В СССР работало девять установок непрерывного производства, и недостатка в этом товаре никто не испытывал. Остались единицы оборудования. Несложные хозяйственные товары могли бы стать поводом для открытия многих небольших производств. Но этого не происходит.
В одном из крупных хозяйственных магазинов Хабаровска вместе с продавцами анализируем, сколько на полках отечественной продукции. Подбивали, подбивали, а до 2-х процентов так и не дотянули. Остается только догадываться, почему обходит отрасль импортозамещение. Почему у предпринимателей не идет дело дальше желаний?
Правда, есть одна приятная весть. Перемены в отрасли, похоже, начинаются с Дальнего Востока. Резидент свободного порта Владивосток запустил производство экологически чистой и безвредной для здоровья бытовой химии. Это средства для стирки белья, мытья посуды, шампуни, пенки для душа… Преференции поднимают эффективность проекта в среднем на 32 процента, заметил генеральный директор ООО «Восток-Поликор» Хи Ен Янакава. Приятно, что будем пользоваться продукцией местных производителей, а с увеличением объемов ее начнут экспортировать в Китай и Южную Корею. Компания запускает инновационный продукт по производству универсальных валиков для уборки. Эти и другие новинки позволят предприятию закрепиться в странах АТР. А мы, дальневосточники, ждем приемлемых цен.
Петр МАЗУР