Шестой военно-музыкальный фестиваль \"Амурские волны\" встретил Хабаровск
logo

Темы номера

Шестой военно-музыкальный фестиваль \"Амурские волны\" встретил Хабаровск

На VI Международном военно-музыкальном фестивале «Амурские волны» звучали джаз, советские хиты, русские народные песни и попурри.

Хоть репертуар и оказался не таким экстравагантным, как в прошлые годы, оркестры-участники смогли удивить хабаровчан.

Жаркий концерт

Во-первых, никогда на «Амурских волнах» не было так много… огня! Сводный оркестр штаба Восточного военного округа под управлением подполковника Вадима Пахомова специально для плац-концерта на площади Славы подготовил номер с отрядом специального назначения: под музыку силовики показали приемы рукопашного боя и владения холодным оружием, прыгали через огненную веревку.

— Еще одна новинка —  это выступление с карабинами, — сообщил Вадим Пахомов. — И если раньше сложные элементы показывали только ребята из роты почетного караула, то теперь горожане увидели, что они под силу и барабанщикам.

Пожалуй, ни на одном предыдущем фестивале не звучало так много авторской музыки. Сразу несколько коллективов исполнили марши, написанные Валерием Халиловым, — так они почтили память художественного руководителя фестиваля. А биг-бенд Президентского оркестра Республики Казахстан подготовил произведение специально для поездки в Хабаровск — «Вальс на берегу Амура».

Килты в Хабаровске

Гости фестиваля из Европы — оркестр кельтских волынок и барабанов — кроме традиционных шотландских маршей и песен исполнили «Катюшу». По словам музыкантов, эта русская песня идеально подходит для игры на волынке.

—  Я и раньше играл «Катюшу» на волынке, а когда услышал про фестиваль «Амурские волны», показал мелодию коллективу, и она всем очень понравилась, — говорит  один из волынщиков коллектива Алекс Браун. — Нельзя сказать, что «Катюшу» легко сыграть на волынке. Я сделал аранжировку: мы начинаем играть медленно, а потом исполняем громко.

Этот коллектив включили в состав участников фестиваля  неслучайно: волынка наряду с барабаном всегда сопровождала воинов и приводила их в состояние боеготовности. Кстати, руководитель оркестра Дэвид Джонстон является инструктором по обучению волынщиков Королевского полка Ирландской и Шотландской гвардии Ее Величества королевы Елизаветы II.

— Уже думаем, какие из иностранных коллективов пригласить на следующий год, — отметил  Тимофей Маякин, начальник Военно-оркестровой службы вооруженных сил РФ, главный военный дирижер. — Эти «Амурские волны», мне кажется, удались. Оркестры прекрасно подготовились к выступлениям, их тепло встречала публика. И ощущается присутствие Валерия Михайловича Халилова: он наблюдает за нами и улыбается своей широкой улыбкой. Его образ навсегда останется в нашей памяти.

В фестивале приняли участие 12 коллективов, в том числе три зарубежных — Оркестр кельтских волынок и барабанов, Центральный оркестр Вооруженных сил Монголии и биг-бенд Президентского оркестра Республики Казахстан.


Сова по доброй воле

Целую неделю я провела на фестивале «Амурские волны» в качестве волонтера: исходила десятки километров, не могла уснуть от музыки, звучавшей в голове, но главное — приобрела много новых друзей.

К вам приехал цирк

Утром 28 мая на площади Славы собрались самые ранние пташки — организаторы фестиваля и московский оркестр позвали нас примерить ростовые костюмы, в которых предстояло выступать. Но куклы не были столь пунктуальны и прибыли, когда военные уже собрались уезжать.

— Все равно нужно примерить, — поступила разнарядка от нашего координатора Руслана Верхотурова. — Попробуйте в них подвигаться.

Так вместо парней и девчонок на площади появились бурундуки, мишка, олененок, тигр, собака, зайчик и я  — в костюме совы. Настоящий цирк-шапито на выезде! Царство животных немного разбавил задорный Капитошка, а вишенкой на торте стал Змей Горыныч с тремя головами. Внутри кукол было жарко, и головы то и дело норовили упасть. Причем смотреть в них получалось строго в один глаз, а у Горыныча обзор вообще был через пасть — такие дела.

В час дня мы стояли на площади им. Ленина в ожидании марш-парада военных духовых оркестров, облачившись в белые футболки и синие кепки. До него оставалось еще два часа, но занятие тут же нашлось.

— Девочки, нужно зашить верхние края флагов, которые понесут перед собой оркестры, чтобы шест из них не выскальзывал, — за помощью обратился один из организаторов «Амурских волн» Павел Малеев. — Есть тут швеи?

— Пару стежков точно сделаем! — заверили мы и принялись за дело. Флаги оказались довольно тяжелыми, и нести их пришлось нашим парням, за что им особый респект. Но пока построение, вот-вот зазвучит гимн фестиваля и тут — бум! — громкий звук похож на выстрел. Да это же лопнул барабан у девушки из ансамбля кельтских волынок! Инструмент я прекрасно понимаю, уже тогда мы начали плавиться от жары. Кажется, она так и маршировала с раненным «бойцом».

Град оркестрам не помеха

В это время мы с напарницей сопровождали хабаровский коллектив mDrums. Ребята бегали, прыгали, махали палочками и тарелками — зажигали по полной! А нам оставалось лишь отпаивать музыкантов водой на остановках и отгонять слишком настырных папарацци из народа. В районе кинотеатра «Гигант» мы молили о пощаде и мечтали опрокинуть на себя тазик со льдом, но добрались под бурные овации публики до места назначения без потерь. «Шотландцам» в их килтах и шерстяных гольфах понадобилась помощь скорой, однако они все равно порадовали своей музыкой горожан.

А вот концерты на площади Славы погода встретила холодом, во вторник град и вовсе сорвал представление для военнослужащих. Но потом все наладилось. А мы что? Мы тысячи раз произнесли: «Здравствуйте! Вам подсказать, где ваши места?», сделали миллион фотографий с командой и, конечно, с музыкантами. А я попрактиковалась в английском, пообщавшись с оркестром Евросоюза. «Шотландцы» остались в восторге от Хабаровска и были приятно удивлены, что так быстро полюбились дальневосточной публике.

Военные, в свою очередь, проявили активное внимание к нашему зоопарку. Так что мы тоже побывали в статусе звезд, с которыми все фотографировались на память. Куклы выходили под песни из детских мультфильмов и каждый раз становились яркой точкой фестивального дня.

— А я нашла на улице статуэтку совы и принесла домой, — поведала мне юная фанатка, которая обнимала нас вплоть до начала выступления. — Теперь она живет у нас на даче.

Я искренне порадовалась за судьбу пташки.

В последний день «Амурских волн», но уже в стенах «Платинум Арены», к нам подошел один из участников фестиваля.

— Хотите загадку? — спросил он. — Зимой и летом одним цветом!

— Это ваша форма! — Полина почти попала в десятку, правильным ответом был солдат. В награду за смекалку и скорость получила ремень от пулемета.

Неделя музыки подошла к концу, но мы не очень унывали. Ведь через год фестиваль вернется в Хабаровск!


 

Строгий генерал и романтик

«Амурские волны» впервые прошли без идейного вдохновителя Валерия Халилова, который погиб 5 декабря в авиационной катастрофе самолета Минобороны России, направлявшегося в Сирию. В знак уважения должность художественного руководителя фестиваля оставили за Валерием Михайловичем. Каким человеком он был, рассказывают участники «Амурских волн».

Тимофей Маякин, начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главный военный дирижер, полковник:

— Как с руководителем с ним очень легко было всегда работать. Это замечательный человек. Слышали от него только добрые слова, только помощь, только поддержка. Вместо обеда Валерий Михайлович всегда композиторским творчеством занимался, часто музицировал на рояле, который находился у него в кабинете, да и сейчас там стоит.

Сергей Дурыгин, начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, полковник:

— С Валерием Михайловичем знаком еще с музыкального училища, где я учился на дирижера. Во время службы в Забайкалье мне предложили принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности дирижера Центрального военного оркестра. Как сейчас помню, это было 8 марта. Валерий Михайлович позвонил из Москвы  и спросил: «Как дела? Я поздравляю, ты занял первое место». Так с 2002 года я начал работать под его руководством, выезжал в гастрольные поездки. Постоянно был с ним и каждый день получал отеческие наставления, чувствовал его жесткость. Он настоящий генерал, но в душе необычайно добрый. Мог отчитать при всех, но никогда не делал официальных выговоров.

Произведения Валерия Михайловича звучали дозировано на концертах, а раз в пять лет он проводил в Москве для друзей и близких творческие вечера, где играл свою музыку. Немногие знают, что он писал не только отличные марши, но и замечательные романсы. А к последнему романсу «Не уходи» (его и другие произведения дирижера услышали хабаровчане на концерте в Краевом музыкальном театре. — Прим. авт.) даже не успели сделать инструментовку для оркестра. Что касается музыкальных предпочтений, Валерий Михайлович любил классику — произведения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Александра Скрябина. Из европейских композиторов ценил Рихарда Вагнера: в этой  музыке ощущал всю мощь духовых инструментов.

Наталья Манулик, солистка Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ:

— Валерий Михайлович особенный для меня человек. Именно он дал путевку в профессию: после окончания Российской академии музыки имени Гнесиных предложил устроиться в Центральный военный оркестр министерства обороны. С Валерием Михайловичем я проработала больше десяти лет и поняла,  какой романтической натурой он был. Например, романс «Лепестки жасмина» всегда исполняла я. Один из красивейших вальсов — «Бегония» — Валерий Михайлович написал специально для поездки в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Бегония символизирует добродетель и чистоту, а дирижер очень любил эту страну за красивейшую природу. Он всегда тепло говорил и о Хабаровске, восхищался Амуром, а когда приезжал, обязательно заходил в Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Подготовили Светлана ТРУСОВА и Валентина ЕГОРОВА. Фото Михаила МАЛЫШЕВА, DVHab и из архива

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)