Темы номера
Вторую серию фильма о будущем сняли на муниципальном предприятии ХПАТП № 1.
В первой, практически год назад, автобусникам предрекали, что им удастся сохранить коллектив и выйти из кризиса. Пророчество так не сбылось, и теперь, после нескольких волн сокращений, оставшиеся работники МУПа снова включают камеру, чтобы записать дискуссию представителей городской администрации, руководства и профактива предприятия.
Откуда есть пошла
А началось все с пассажиров. Вернее, с их жалоб на антисанитарные условия в муниципальных автобусах. Граждане прокатились, возмутились и высказались, управление транспорта отреагировало, и настал черед возмущаться ХПАТП № 1.
— С чего вы взяли, что это наши автобусы? — выясняли транспортники. — Ну и что с того, что на них написано «ХПАТП № 1»? Но на том же 33-м мы больше не работаем. Это все управление транспорта нас специально подставляет, а мы ни при чем!
В управлении, в свою очередь, обвинению удивились. Обмениваться репликами можно было до бесконечности, поэтому решили выяснить «ху из ху» воочию. Местом битвы выбрали актовый зал предприятия, где перед зрительской трибуной для противоборствующих сторон поставили стол.
— Хоть бы пыль протерли, — критично оглядывает предложенное место Сергей Суковатый, начальник управления транспорта администрации Хабаровска. Участники аккуратно опускаются на пыльные стулья, и представление начинается.
Мотор! Дубль первый
— 16 сентября прошлого года вот тут же заместитель мэра Сергей Афанасьев обещал нам, что в октябре создадут новое предприятие и наш коллектив будет в нем работать, — открывает народное вече Василий Остапенко, председатель первичной организации ХПАТП № 1. — Говорили, что сокращений не будет, и после этого коллектив уже трижды сокращали. В итоге 300 человек были вынуждены искать другую работу. Муниципальные маршруты передают коммерсантам. Почему? Мы хотим получить ответы на свои вопросы, а чтобы потом никто не отказался от своих слов, наша встреча записывается на камеру.
Пока опаздывающие зрители пробирались по рядам, Остапенко напомнил о роли муниципального транспорта в жизни города. Пассажиров, среди которых целая армия льготников, возили безропотно, лишь в 2006-м провели предупредительную часовую забастовку в обеденное время, дабы напомнить властям, что неплохо бы возмещать перевозчикам стоимость единого социального проездного билета.
— И вот мне непонятно, почему муниципальный автотранспорт, который тащил на себе воз за недостойную заработную плату, оказался сейчас заложником, — недоумевает профсоюзный оратор. — Кто виноват в том, что наше предприятие теперь банкрот? Мы выполняем социальную задачу по перевозке, при этом уже пять лет ждем, чтобы нам повысили зарплату.
— У меня тоже есть вопросы, на которые ответа я не нахожу, — парирует Суковатый. — Когда ХПАТП № 1 вступило в процедуру банкротства, мэр высказал свою позицию: предприятие должно работать. В 2016 году утвердили модель безубыточной работы предприятия, чтобы оно функционировало, платило налоги, зарплату и получало хотя бы небольшую прибыль. Низкодоходные маршруты выставили на конкурс: 22, 27, 54 и злополучный 48, который 343 руб. в день приносил и давал 14 тыс. убытка. Теперь на них трудятся коммерсанты. Ответственно заявляю, что управлением транспорта созданы все условия для безубыточной работы предприятия. При правильных управленческих решениях можно удержаться на плаву. Но что получается? Почему отдают доходные маршруты коммерсантам? Ведь на них самим можно зарабатывать! Одиннадцать графиков перешли на маршрутах № 29 и 34. Просил показать договор, на каком основании их отдали, непонятно какого вида автобусы выходят в рейс, пассажиры жалуются на антисанитарию. Почему отдали в аренду пригородные маршруты 111, 114 и 115? Неужели они плохие?
Сидящие в зале водители и кондукторы кричат: «Отличные маршруты!»
Дубль второй. Туристический
Обвинения щедро посыпались на автобусников. 20 июня суд с налоговой, а на предприятии нет юриста. Трамвайщики, которым предстоит такая же процедура, юриста заполучили при содействии управления. Автобусники, похоже, надеются на русский авось.
— Вам надо выйти на безубыточную работу, но посмотрите, у предприятия два парка — автоколонны «Южная» и «Промышленная», хотя выгоднее перебраться в одно место, а второй парк сдавать, — предлагает Суковатый. — И не обязательно гонять транспорт впустую от автопарка: коммерсанты берут по пути пассажиров и зарабатывают, добираясь к началу первого рейса и уходя в гараж. Нет холостого пробега: люди ездят и в самое раннее время, и поздно ночью. Трамвайщики тоже по дороге везут горожан. Для составления расписания нужны предложения от предприятия, но ваше руководство молчит. Коммерческий перевозчик просит менять время, мы идем навстречу. От вас по-прежнему тишина.
В управлении транспорта подсчитали, что муниципальные автобусники могут зарабатывать неплохие деньги на рекламном поле, украшая борта и салоны баннерами. В день из парка по маршрутам отправляются 130 автобусов, каждый из которых можно задействовать под рекламу. Как вариант — сдавать машины в аренду для туристических экскурсий по городу.
Дубль третий. В рубль
— Мы стали нищими, потому что работали честно, выполняли все условия, возили льготников, а теперь спасать себя должны сами, — берет слово Алексей Деменок, директор предприятия. — С управлением транспорта у нас разный подход к решению этой задачи. Не можем слепо сокращать, а должны соблюдать все требования трудового законодательства, транспортного, нормы производственной безопасности. Это коммерсант может пока солнце еще не взошло отправляться на работу, а для нас критерий работы — путевой лист с допуском водителя в рейс, поэтому не можем мы по дороге собирать пассажиров. В 2016-м был разработан план мероприятий, и в нем один из пунктов — тариф должен быть 23 руб. До сих пор это не выполнено, хотя мы ждем, что краевой комитет по ценам и тарифам поднимет с этого июня стоимость до 23 руб. Даже такое небольшое повышение может нас спасти. Это коммерсанты ставят любую цену: хоть 25, хоть 30, а мы уповаем всего лишь на один рубль! Ряд убыточных маршрутов, в том числе и пригородных, перешел частникам в соответствии с пунктами тех же мероприятий. Если мы сейчас не примем меры по сокращению, то не выживем. Уже сейчас закрыли ночную ремонтную смену, отказались от мойщиц. 950 работников осталось, а должно быть 620 согласно мероприятиям.
По словам Деменка, НефАЗы, которыми попрекают руководство предприятия, были заказаны по согласованию с мэрией. Прожорливые НефАЗы проели солидную брешь: пришлось потратить на топливо на 24 млн руб. больше, чем для их корейских собратьев. Сегодня они стоят без дела, но могут пригодиться, коли придется участвовать в конкурсе. У них есть одно несомненное достоинство: чудо отечественного автопрома имеет низкий пол.
Дубль четыре. Крик
Самая эмоциональная часть встречи — заключительная. В ней право голоса перешло народу, который очень быстро сорвался на крик. Речь зашла о расписании, и как тут было не покричать: водители и кондукторы пытались донести, как им больно смотреть, что коммерсанты забирают у них пассажиров.
— Мы всем разослали письма с просьбами высказать предложения, коммерсанты отозвались, а ваши промолчали, — отвечает управление транспорта.
— Это как в анекдоте: «Вечером звонят и спрашивают: «Дрова надо?» — «Нет, своих много». Утром встал, а дров-то и нет!» — произносит с сарказмом Деменок. — Мы восьмерку откорректировали, а потом коммерсанты свое расписание поменяли, и нам стало плохо. Ладно, пусть от нас не будет предложений, но когда вы принимаете решение менять график, хоть согласовывайте с нами.
Взаимные претензии высказали, покричали, успокоились и договорились совместно искать способы выхода из кризиса. В том числе пересмотреть расписание, чтобы удобно и выгодно было работать и муниципалам, и коммерсантам.
Ирина ТРОЦЕНКО