Звуки трамвая
logo

Темы номера

Звуки трамвая

Каковы перспективы хабаровского электротранспорта и когда вагоны смогут летать, как птицы, рассказал начальник МУП Хабаровска «ТТУ» Николай Илющенко.  

Предприятие, официально признанное банкротом, пытается выбраться из долговой ямы. При этом никто не отменяет главной поставленной задачи — осуществлять перевозку горожан в соответствии с утвержденным расписанием и в комфортных условиях.

Где справедливость?

На грани кризиса трамвайщики оказались неспроста: слишком уж дорогое удовольствие для города — иметь свою сеть электротранспорта. Много денег съедает путевое хозяйство, его обслуживание и зарплата сотрудников. Плюс постоянно спускаются сверху все новые и новые требования.

— Например, выходит положение о транспортной безопасности, и теперь нам необходимо обучать этому водителей и специалистов, — говорит Николай Илющенко. — Только на водительский состав в год надо потратить 2,5 млн руб.! Занятия длятся в течение двух недель, которые мы тоже должны как-то человеку компенсировать. В то же время у муниципалов и коммерсантов разная система налогообложения, я считаю это несправедливым. Посмотрите сами: если частник платит в год порядка 68 тыс. руб. за автобус малой вместимости и около 168 тыс. руб. за обычный автобус, то мы должны выложить 1,35 млн руб. за одну единицу подвижного состава! Почти в 11 раз больше! За соблюдением нами правил следят зорко, не дай бог не вовремя поставил трамвай на проверку — получи штраф. А коммерсанты могут мимо с дырами в полу ехать и хоть бы что!

Взять и поделить

Повышение платы за проезд, случившееся на прошлой неделе, Илющенко называет вынужденной мерой. Слишком уж мало пассажиров идет в трамваи и троллейбусы, полученная выручка не покрывает даже половины расходов. Выход из сложившегося положения главный трамвайщик видит в создании единого мощного муниципального предприятия-перевозчика. Тогда за счет автобусных маршрутов можно покрывать траты электротранспортников и подставлять им в случае аварии плечо.

— Только за вчерашний день у нас произошло два простоя по вине автолюбителей, — объясняет Илющенко. — Одно из ДТП преградило путь сразу нескольким маршрутам: джипы столкнулись на пересечении улицы Джамбула и Амурского бульвара. И в районе остановки «Дальдизель» на рельсах застрял автобус. Пассажиры вынуждены добираться другими видами транспорта. А если у нас была бы единая база предприятия, то люди просто пересели в автобусы и продолжили поездку. Кондуктору не надо возвращать билеты, писать отчет с объяснительной, а потом пытаться эти оторванные билетики продать другим пассажирам, объясняя каждому, почему им дают мятые талоны.

У нас огромная избыточность перевозчиков в городе, это мое личное мнение, и оно подтверждается специалистами. Далеко ходить не надо — возьмем маршрут № 25. Сегодня у него интервал составляет в среднем 1,5 мин. Но это ненормально, он должен быть от 4—6 мин., чтобы успевали накопиться пассажиры. По факту на 25-м работают 42 графика, а требуется гораздо меньше. Он отнимает у трамвайного маршрута № 1 пассажиров и, соответственно, прибыль. Помимо 25-го наш трамвай «параллелят» 107, 10, 33.

Прокормить транспортника невозможно. Люди должны понимать, что общественным транспортом пользуются не олигархи и возлагать на них содержание этого мощного парка несправедливо. Все, что дублирует трамвай и троллейбус хотя бы на 50 процентов, надо обрезать. Сколько забирал у нас 60-й! Сейчас подобная проблема с 82-м, он идет от Ореховой сопки, потом выходит на Карла Маркса и отнимает у нас пассажиров.

На осуществление мечты об уникальном предприятии трамвайщикам надо не менее 50 автобусов малой вместимости. Тогда они смогут заменить и некоторые трамвайные маршруты, где небольшого салона будет вполне достаточно.

 «Ш-ш-ш-ш-ш» в перспективе

Пока проект будущего единого предприятия еще остается мечтой на бумаге, ведутся постоянные ремонтные ремонты. В частности, плотно взялись за путь «единички». Согласовав график с управлением дорог и внешнего благоустройства, которое занимается реконструкцией улицы Краснореченской, вместе с ними провели ремонт пяти переездов от улицы Индустриальной до Богачева. Совместные действия позволили сэкономить по 500 тыс. руб. на каждом переезде, что дает надежду вместо запланированных трех км путей отремонтировать четыре. Всего же на содержание путевого и энергетического хозяйства из городского бюджета выделено 88,4 млн руб.

— Теперь будем восстанавливать тело между переездами. Благодаря приобретенному администрацией сварочному аппарату мы получим бесстыковочные плети до 175 м, — объясняет Илющенко и для доходчивости использует звукоподражание. — То есть это примерно так: 175 м ш-ш-ш-ш-ш, а потом ты-тык, ты-тык и снова ш-ш-ш-ш-ш. Это позволит трамваю увеличивать скорость без возможного повреждения контактной сети и подвагонного оборудования, что сегодня не редкость, когда вагон превышает 15 км в час.

Ирина ТРОЦЕНКО

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)