Темы номера
Городской библиотеке им. Петра Комарова исполнилось 50 лет.
— В этой книге автограф оставил Михаил Задорнов, — рассказывает директор библиотеки им. Петра Комарова Людмила Лементович, проводя экскурсию по недавно открывшемуся музею. — Несколько лет назад приезжал в Хабаровск, я подошла к нему с книгой «Амур-батюшка» и попросила написать что-нибудь для библиотеки. Когда он узнал, откуда я, согласился: «Библиотека имени Петра Комарова? Я знаю это место, я в ней был, и не раз».
Рядом книги с пожеланиями, которые оставили библиотеке дальневосточные писатели: Людмила Миланич, Геннадий Малышев, Михаил Белов, Сергей Кучеренко, Николай Наволочкин. А еще можно увидеть перьевые чернильные ручки, счеты, книжные карточки, написанные от руки, — все, чем полвека назад пользовались сотрудники.
Программа партии
И кто бы подумал, что на месте библиотеки могли расположиться… прачечная и ателье. А ведь были такие планы: в доме № 26 на улице Вокзальной (нынешний Амурский бульвар) открыть комбинат бытового обслуживания.
Вместо этого в январе 1966 года весь первый этаж заняли абонементы, читальные залы и книжный фонд, причем немаленький — почти 120 тыс. экз.
— Много было художественной и научной литературы, но на первом месте — идеологическая. Например, труды Ленина, их даже шифровали под номером «один», — уточняет Людмила Николаевна. — Много хранилось публицистики Иосифа Сталина, Фридриха Энгельса. И как же без «Капитала» Карла Маркса — выдавали экземпляры по нескольку раз на дню.
В советские годы библиотека — это агитационный партийный рупор. Сотрудники разносили книги по предприятиям: заводам, фабрикам, магазинам и даже детским садам. Соответствующими были и названия книжных выставок, которые готовили для читателей: «Жизнь Ленина», «Мы коммунисты», «Дорогой Октября».
— И не дай бог что-нибудь не по теме! В 1979 году, устроившись в библиотеку, первую же свою книжную выставку назвала «О любви, о дружбе, о нежности», — вспоминает Людмила Николаевна. — Собрала романы Веры Кетлинской, Александра Куприна… От начальства получила нагоняй: «Какая еще нежность и любовь? Не это нужно читателю!».
Читающая перестройка
Читательский бум в стране начался со стартом перестройки. Во-первых, в библиотеке появились ранее запрещенные книги Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Евгения Замятина и много новых иностранных имен: Джордж Оруэлл, Джеймс Джойс, Умберто Эко, Милорад Павич, Ромен Гари. А во-вторых, читатель шел за ответами: в газетных статьях горожане хотели понять, что происходит в Советском Союзе и к чему приведут перемены.
— Раз в неделю презентовали новые книги, вместе их обсуждали, появились кружки по интересам, — говорит директор книгохранилища.
Но библиотеки в начале 1990-х, как и их читатели, с трудом сводили концы с концами, поэтому сотрудникам приходилось продавать книги из фондов.
Технологии и книги
К счастью, «комаровка» меняется в лучшую сторону. Если раньше нужно были просить библиотекаря принести книгу, то теперь сам выбираешь, что нужно. В читальном зале можно выйти в Интернет и даже попасть в… другие библиотеки.
— Правда, речь идет о виртуальном посещении, когда благодаря Интернету есть возможность порыться в каталогах, прочесть в электронном варианте книгу, — рассказывает Людмила Лементович. — Например, доступны материалы нескольких библиотек — имени Б.Н. Ельцина, Российской государственной и даже Конгресса США.
Ежегодно, как и в советское время, «комаровку» посещают около 11 тысяч человек. То есть за полвека работы — это свыше полумиллиона читателей!
— Мне кажется, они стал более требовательными, их нужно удивлять, — говорит директор библиотеки. — И мы стараемся: несколько лет подряд проводим «Библионочь» и кинопоказы, летом открываем читальни на Амурском бульваре. Приходите, нам есть чем вас удивить!
В 1978 году была создана Централизованная библиотечная система массовых библиотек во главе с библиотекой им. Петра Комарова.
В библиотеке есть журналы (например литературный «Нева») со шрифтом Брайля для слабовидящих и слепых людей.
Светлана ТРУСОВА,