Темы номера
Завтра во Владивостоке начинает работу Восточный экономический форум.
Участников предыдущего форума, включая президента страны, приятно удивил, а потенциальных заказчиков подвиг на миллиардные вложения красавец-теплоход «70 лет Победы» Хабаровского судостроительного завода. Что в запасе земляков на этот раз?
Клюнула на экспорт
Учитывая, что доволен жизнью прежде всего сытый человек, город начал с резонансного проекта по выращиванию индейки. Это выверенный подход по промышленному производству и переработке 13 700 тонн мяса в год. Автор — АО «Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат». А инвестором, видимо, станет самый дальновидный бизнесмен в области мясопереработки. И вот почему. В крае дефицит свежего мясного сырья. Уже по этой причине производство просится в режим ТОСЭР.
В мясной сфере выращивание индейки — дело сверхприбыльное. Отечественные производители рвут рубаху, дескать, накормим свой народ и возьмем штурмом зарубежные рынки. Планы, конечно, наполеоновские, но небезосновательные. За последних четыре года производство российской индейки выросло в два с половиной раза. В прошлом году экспорт чудо-птицы взлетел в 23 (!) раза. Отечественный бизнес присмотрелся к опыту Бразилии, стран Евросоюза, смекнул, что это приличный навар и перекрыл поставки. С 2015 по 2016 годы импорт индейки в Россию упал вдвое — с 5,7 до 3,4 тыс. тонн. Именно в это время российская продукция впервые вышла на международные рынки, причем, успешно. Крупные партии мяса индейки были отправлены в страны Европы, Азии, Ближнего Востока, Африки, государства СНГ. Вложения в птицу обернулись высокой прибылью, которой трудно достичь в других видах сельхозпроизводства. Свинина, а тем более говядина, требуют куда больших временных и денежных вложений. Так что при насыщении внутреннего рынка российская индейка «взорвет» экспорт.
По данным аналитиков, в прошлом году из страны вывезено 1,74 тыс. тонн индейки, что превысило объем 2012 года в 23,3 раза. Пять будущих лет могут принести рост в 28 раз.
Артерия жизни
Город представит участникам форума крупный, инвестиционно состоявшийся объект — строительство автомобильной дороги «Обход Хабаровска». Это единственный на Дальнем Востоке транспортно-логистический проект, реализующийся на условиях государственно-частного партнерства. Масштабы впечатляют. Объем инвестиций в строительство — 43,7 млрд руб. Дорога федерального значения. Пирог соблазнительный. Вклад Федерации в проект — 18 млрд руб., край вносит 11 млрд за четыре года строительства. Остальное — частные инвестиции крупных федеральных компаний и главным образом кредит Газпромбанка.
Назначение автомагистрали — освободить краевой центр от транзитного траснпорта и связать площадки ТОСЭР. Проект позволит не только увеличить финансирование, но и продемонстрировать инвестиционную привлекательность региона. Протяженность трассы — 27 км. Срок действия концессионного соглашения — 15 лет. Строительные работы начнутся в текущем году и будут завершены за четыре года. Трасса пройдет через пять транспортных развязок, 24 моста и путепровода. Пропускная способность — 96 тыс. автомобилей в сутки.
А каков интерес Федерации? Прозрачен, отвечает первый заместитель председателя правительства края по вопросам инвестиций и приоритетных проектов Юрий Чайка. Строительство объездной автомобильной дороги станет стратегически важным не только для края, но и всего Дальнего Востока. По сути, речь идет о скоростной дороге категории Б — с транспортными развязками, мостами, путепроводами и иными инженерными сооружениями, которая фактически станет мостом между федеральными трассами Чита — Хабаровск и Хабаровск — Владивосток.
Соблазн для частных инвесторов велик. Если учесть, что пропускная способность дороги — 4 тыс. автомобилей в час, сумма набежит немалая. Как сообщалось ранее, тариф за проезд составит порядка 6 руб. за километр. Это в разы меньше, чем на платных дорогах на западе страны.
В хабаровском случае правительство региона будет само собирать средства и рассчитываться с концессионерами.
Синица в руках
Хабаровск прирастает индустриальными парками. Один из них создан на базе завода строительной керамики. Три его резидента уже заявили о себе в строительной индустрии города. Они производят кирпич, товарный бетон и теплоэффективные блоки. Объем выпуска продукции в минувшем году составил 200 млн руб. Особая значимость этих предприятий в том, что их изделия получились сравнительно недорогими и не позволили особо разгуляться коммерческим ценам на жилье. Снижение стоимости муниципального квадрата порой доходило до 10 тыс. руб. Напомним, инициатором создания этого комплекса была администрация города. В короткие сроки была выделена земля, подготовлены площадки, подведены инженерные сети.
Такую оперативность здесь готовы предложить каждому инвестору. Причем на площадку можно заходить хоть сегодня. Не надо инвестиций в инфраструктуру, есть земля, 15 тыс. кв. м производственных и складских помещений, 1 тыс. кв. м свободной офисной недвижимости. Это синица в руках. Приходи, работай, завод готов к соинвестированию. Идея индустриального парка здесь созвучна желанию коллектива создать мощный строительный кластер.
Добавим, что в рамках деловой программы Восточного экономического форума Минвостокразвития представит 32 наиболее значимых для макрорегиона проекта с общим объемом инвестиций в 1,2 трлн руб.
Кстати
Семь проектов с объемом инвестиций 60 млрд руб. представит на Восточном экономическом форуме Хабаровский край.
Петр МАЗУР