Темы номера
Представьте, что вы сидите в зрительном зале и смотрите спектакль о собственной жизни: проблемах на работе, ссоре с мужем из-за мелочи, например непочиненной розетки…
Такое возможно только в плейбеке — театре, где зрители рассказывают истории и делятся эмоциями, переживаниями, даже снами, а актеры тут же экспромтом проигрывают их на сцене. Их цель — не просто отвлечь от привычных передряг, важно попасть в самое сердце, показать историю так, чтобы зритель по-новому взглянул на ситуацию, на себя, на окружающих людей.
Плейбек находится на стыке психотерапии, шоу и искусства. В разных странах мира он признан как умное развлечение, которое поможет объединить группу или снять напряжение.
Скоро театр появится и в Хабаровске. Играть зрительские истории учатся люди разных профессий: преподаватели, массажисты, фитнес-инструкторы, психологи, журналисты и даже те, кто работает с животными. Одним словом, не актеры…
Где черпают вдохновение плейбекеры и что чувствуют зрители, когда делятся историей?
Застывшие чувства
Первое впечатление, когда зашла в зал автодорожного техникума: уж не в пантомиму ли я попала? Актеры во всем черном, на сцене из декораций только четыре стула.
— Как вы чувствуете себя под конец рабочей недели? — вопрос, который обычно слышишь от психотерапевта, но не в театре, задает ведущая плейбека и гештальт-терапевт Людмила Тихонова.
За ней выстраиваются четыре актера, в стороне — музыкант, рядом с ним разложен набор разнообразных инструментов: барабаны, губная гармошка, гитара. Зрители — а это другие актеры — поднимают руки. Ведущий указывает на одну.
— Добрый день, Анна, какие у тебя ощущения?
Начинаю сомневаться: а не ошиблась ли дверью?
— Я просто выжата, — ее глаза выглядят уставшими, и говорит она тихо-тихо. — Не верю, что еще одна неделя закончилась.
— Спасибо. Как назовем ситуацию?
— «Выжатый лимон».
— Актеры, давайте покажем Анне «Выжатый лимон».
Не сговариваясь, они встают со стульев. Первый выходит на середину сцены. Его тело кажется ослабевшим, он бормочет: «Закончилась. Не могу поверить. Закончилась» (как это знакомо, думаю я). Музыкант перебирает струны на гитаре, получается что-то немелодичное, минорное. Через несколько секунд другой актер подходит к первому, стучит ему по голове. Третий, словно от усталости, просто валится на сцену, а четвертый взбирается на стул и говорит:
— Неужели так будет всегда?
Все замирают в скульптуре (в плейбеке ее называют «жидкой», так как она передает сиюминутное состояние) и, оставаясь в своих позах, поворачиваются к Анне. Их вид говорит: «Мы слышали твою историю и сделали все, что в наших силах, чтобы изобразить ее. Пожалуйста, прими наш подарок».
— Это было похоже на твои чувства? — спрашивает ведущий.
— Да, а как вы угадали про стук? — удивляется Анна. — Я всю неделю хотела избавится от головной боли, которая была от забот… И сейчас мне легче, правда.
И не только Анне. Я в этом стуке вспомнила все, что мучило на той неделе, — и не вовремя сданный материал, и больную коленку, и упреки за опоздания. Вспомнила — и отпустила. Не хочу, чтобы «так было всегда».
Драма на сцене
Ведущий спрашивает, есть ли у кого-нибудь другие впечатления от прошедшей недели.
— Лучше, чем обычно, все шло как по маслу.
На сцене — полный разгуляй: веселая музыка, прыжки, смех, аплодисменты. Кто-то из актеров, подпрыгнув, воскликнул: «Йииеес!»
Смеюсь до слез. Осмелев, тоже поднимаю руку.
— Смотрю на вас, — обращаюсь к артистам. — Супер! Не уверена, что у меня получится так же. Чайник я… Боюсь опозориться.
— Итак, актеры, покажем фигуру «Я чайник».
Они стоят на сцене парами, близко друг к другу — один впереди, другой за ним.
— У меня ничего не получится, — жалобно говорит актер в первой паре.
— Как же хочу всем показать, на что способна, — уверенно твердит второй.
Удивительное ощущение, когда говорят и показывают то, что у тебя внутри. Актеры борются, слова и звуки, которые они издают, перекрывают друг друга. Кажется, что это не два, а один человек с разными сторонами личности — сомневающейся и жаждущей показать себя…
— Я же не всегда буду чайником.
Ваш выход
После этих слов, уверенная в себе, встаю на сцене.
— Главное — делать то, что чувствуешь, — шепчет на ухо психотерапевт и инструктор-методист МАУ «Хабаровск спортивный» Екатерина Русанова.
— Не могу помириться с сестрой, — начинает свою историю Наташа. — С детства были с ней не разлей вода. А сейчас, повзрослев, общаться стали меньше.
Сердце заныло в груди так, что стало трудно дышать: вспомнила свою старшую сестру, с которой не общаюсь больше года.
— Как назовете свою историю? — спрашивает ведущий.
— Пусть будет «Непонятная обида».
Смотрю на ее опущенные в пол глаза и понимаю, каково сейчас Наташе. Чувствую то же самое: обиду за то, что не звоню, не пишу, страх попросить прощения и быть отвергнутой.
— Не звонит, не пишет… — скрестив руки, говорит одна актриса.
— Что же я сделала не так? — пожимая плечами, спрашивает другая.
— Все-таки одна из нас, — уверенным голосом говорю Наташе, а на деле больше самой себе, — должна сделать первый шаг.
Смотрю на Наташу — она улыбается. Я довольна собой: мне доверили свою историю, и у меня получилось ее оживить.
— Спасибо огромное. Я отлучусь? Позвоню одному человеку…
На ошибках учатся
Жизненный опыт, уважение к зрителю и эмпатия (способность переживать чувства, схожи с чувствами собеседника) — это и есть ключики особенного театра.
Став актером и почувствовав себя зрителем, я поняла, что плейбек — и не школа актерского мастерства и не группа психотерапии. Он больше похож на дружескую компанию, в которой вы рассказываете истории. Эффект, безусловно, есть — как после просмотра хорошего фильма, только здесь сценарием является ваша собственная история.
Кстати
Подробнее о коллективе и ближайших открытых репетициях можно узнать в группе в социальной сети Facebook «Плэйбек-театр ХАБАРОВСК».
Вдохновленный поездкой в Непал, в 1975 году психолог Джонатан Фокс совместно со своей женой и партнером Джо Салас организовал первую плейбек-компанию. Название плейбек (playback) родилось от фразы, бывшей когда-то девизом самой первой труппы: We play the story back to you («Мы играем историю, возвращая ее тебе»). Сегодня труппы работают в разных точках земного шара: Международная ассоциация плейбека объединяет более 400 членов из 50 стран мира.
Часто плейбек-театр нужен там, где существуют социальные проблемы. Актеры устраивают выступления для религиозных меньшинств, людей, переживших травму или катастрофу. В Палестине, например, проводят перформансы с целью объединения городов, деревень и лагерей беженцев.
Светлана ТРУСОВА, фото из архива