Темы номера
Фестиваль современного танца Dal Diesel Deti впервые прошел в Хабаровске.
Теперь у взрослого Dal Diesel, который в следующем году пройдет в третий раз, появился младший брат. Кстати, первый такой на Дальнем Востоке.
Дюжина хабаровских коллективов, где танцоры не старше 14 лет, показали на сцене Тихоокеанского университета 27 номеров.
Две крайности
В композициях детей никаких полутонов. Одни крайности. Например, непосредственность — ее хватает в номерах «Веснушки» и «Веселые музыканты». Или подростковое бунтарство: коллектив «Фреш» протестует против стереотипов, а студия «Конфетти» под Feeling Good певицы Nina Simone против того, что их разбудили рано.
Дети не боятся говорить и на взрослые темы. В 10—13 лет у них получается серьезный, откровенный, без розовых очков разговор со зрителем о вере, брошенных матерях и даже о смерти. Например, ансамбль «Махаон» из центра «Планета взросления» вышел на сцену… под лай собак и в серых костюмах, напоминающих тюремные робы. Этот номер «О тех, кто уже не придет никогда» они посвятили тем, кто погиб в концлагерях. Все грани замысла хореографа и собственных эмоций танцоры выражали через взаимодействие с длинным куском ткани. Им обвязывались, его пытались разорвать. Ткань, словно неразрушимые оковы, которые герои смогли сбросить лишь в конце — после смерти.
Классика в развитии
Хоть фестиваль и современного танца, в Dal Diesel нашлось место и классике — образцовому ансамблю классического танца «Дивертисмент». Это мировая тенденция: даже балет сегодня немыслим без контемпорари, а умную хореографию включают даже в конкурсы профессиональных балерин.
— И я захотела, чтобы дети расширили границы своего восприятия, попробовали что-то новое, свежее, — рассказывает руководитель ансамбля Ольга Березкина. — Хотя три наших номера — это еще не чистой воды современный танец, но они такие же пластичные и эмоциональные.
Например, композиция с говорящим названием «Песочные замки». Каждая из участниц — это песчинка, маленькая частичка, которая под шум моря и крики чаек сливается с остальными в хрупкий дворец. Тела показывают, насколько он красив, но зыбок: девушки дрожат, падают на сцену и перекатываются на спине, а затем поднимаются, делают поддержки и даже стойки на руках.
— Мы часто желаем чего-то неосуществимого, — отмечают артистки «Дивертисмента». — Мечты настолько зыбки, что в любой момент они могут разрушиться.
Больше модерна
Жюри отметили, что такой хореографии, которую смело можно назвать современной, было немного. Но попытка есть.
— Балетмейстеры ищут, экспериментируют, — отметила педагог образцового ансамбля современного танца «Фламинго» детской хореографической школы Анна Хопта. — Главное — они учат детей чувствовать и не бояться рассказать о разном: о жизни и смерти, о чувствах и разуме, об отношениях.
Гран-при фестиваля присудили образцовой студии современной хореографии «Мираж» Тихоокеанского государственного университета. Одним из лучших примеров современной хореографии, по мнению жюри, стал номер «Композиция 68» ансамбля «Конфетти» центра эстетического воспитания детей «Отрада».
— Я пошла на риск — поставила танец без сюжета, — говорит руководитель ансамбля «Конфетти» центра эстетического воспитания детей «Отрада» Виктория Логвиненко. — Почему «Композиция 68»? Это танец о хиппи, которые появились в 1968 году, об умиротворении и о душевном спокойствии, поэтому и двигаются девушки как можно медленнее.
«Композицию 68» коллектив покажет в феврале на взрослом фестивале Dal Diesel. А какая судьба у младшего брата?
— В следующем году детский Dal Diesel повторим, надеюсь, он выйдет за рамки городского фестиваля, — говорит организатор конкурса Виктория Комбарова. — Пригласим коллективы из Владивостока и Находки, которые покажут класс.
Светлана ТРУСОВА