Свадебный наряд для Азии
logo

Темы номера

Свадебный наряд для Азии

Хабаровск входит в импортную «реку» Азиатско-Тихоокеанского региона «глубиной» в 50 трлн долл.  

Первое полугодие сверкнуло приятной экспортной гранью. Страна нарастила физические объемы несырьевого и неэнергетического экспорта на 6,4 процента. Растет вывоз продуктов питания, золота, металлопродукции, лесобумажных товаров, одежды, обуви… А по большому счету край делает ставку на высокотехнологичную продукцию, товары лесо- и рыбопереработки. На его просторах 300 организаций, выпускающих свыше 1 700 наименований различных изделий.

По мнению доктора экономических наук Вадима Заусаева, экспорт Дальнего Востока строится на решении фундаментальной проблемы. А «засела» она в высокой затратности хозяйства и жизни. Экономика вынуждена подстраиваться и делать упор на лидерство товаров, которые экспортируются вне зависимости от повышения затрат на производство. В макрорегионе это нефть и газ, алмазы, золото, военные самолеты и корабли… Два последних направления — основа, на которой возвышается здание хабаровского экспорта. Три года назад на сырье приходилось 45 процентов, теперь — 35. По данным таможенной статистики, край ежеквартально экспортирует продукции на 300—400 млн долл. Правда, было 600 и больше. Основной поставщик — оборонно-промышленный комплекс (60 процентов отгружаемой продукции). Экспортные контракты выполняют Комсомольский-на-Амуре авиационный завод и филиал «Гражданские самолеты Сухого». На внешние рынки также работают «Дальэнергомаш», «Амурметалл», патронный завод «Вымпел», Амурский и Хабаровский судостроительные заводы.

Тайга не спишет

Ряд крупных предприятий поставляют на экспорт круглый лес, пиломатериалы, шпон, пеллеты. В числе тех, у кого преимущественный выход на международные рынки, ООО «Азия Лес». Внешнеторговые контракты компании блистают адресами Европы, Японии, Кореи, Китая. Технической вершиной стал ввод в эксплуатацию уникального оборудования. Инновационный рентгеновский сканер вмиг определяет внутренние дефекты древесины. В итоге эффективнее производство и только качественные пиломатериалы.

Дальневосточная тайга ожила новообразованиями. Созданный в 2004 году лесопромышленный холдинг RFP Group замахнулся на суммарную годовую переработку более миллиона кубометров древесины. На выходе лущеный шпон, хвойные пиломатериалы, а в ближайшей перспективе — топливные пеллеты. Двигает переработку одно непростое обстоятельство. Сегодня реальный объем заготовки ценных пород деревьев вдвое превышает разрешенный. В правительстве страны рассматривается проект документа по повышению экспортных пошлин на кругляк в ДФО. Это очень важно. На Дальнем Востоке сосредоточено 43 процента земель лесного фонда страны и 25 процентов запасов древесины. Это 25 млн га. А доля лесного комплекса в экономике региона составляет всего 1,5 процента и не меняется на протяжении ряда лет. Так хозяйствовать нельзя. Тайга сегодня ничего не спишет.

Внутренний спрос на древесину пока еще слаб, зато азиатские страны положили глаз на возможности лесного сектора Дальнего Востока. Уже сегодня экспортируется 95 процентов заготавливаемой в регионе деловой древесины. Спрос на нее, особенно в Китае, растет огромными темпами. Прогрессирует и цена. К примеру, дуб поднялся с 200 долларов за кубометр в 2007 году до 340 в 2015-м. К сожалению, растет и незаконный оборот ценных лесных пород. Пресечь его может электронная маркировка древесины. А это значит, что на любом этапе будет шанс отследить всю цепочку от вырубки до загрузки.

Не вилять хвостом

Рыбная промышленность края поставляет на рынки стран АТР максимальное разнообразие продукции: от икры минтая и лососевых и кормовой муки до сырой рыбы и краба. Экспортные поставки осуществляют рыболовецкие артели имени 50 лет Октября, «Иня», рыболовецкий колхоз «Восход» и Троицкий рыбоперерабатывающий комплекс. До 500 тонн готовой продукции готов ежегодно выпускать комплекс в с. Чныррах Николаевского района.   

Как показала практика, от чрезмерного импорта тоже нужна защита. Речь идет о программе «Квоты под киль». По ней в стране строится 15 рыбопромысловых кораблей, на очереди еще 50 заявок. А на Дальнем Востоке программа до сих пор не работает. 11 рыболовецких предприятий края хотели бы построить на наших заводах 22 промысловых судна, из которых шесть крупнотоннажных. Но верфи пока пустуют. Чтобы не отдать такой пирог зарубежным судостроителям, предстоит решить ряд проблем. Беда в том, что на Дальний Восток не распространяются льготы на высокорентабельную рыбу — минтай и сельдь. Наши рыбаки остались без них. Другая проблема в том, что трудозатраты на строительство судов на Дальнем Востоке выше, чем в центре и на западе страны. Депутатскому корпусу придется побороться за поправки в соответствующее постановление правительства. Шансы дальневосточных рыбаков и судостроителей должны уравняться с возможностями коллег в центре страны.

Экспортный прорыв

Экономики города и региона готовят его сразу на нескольких направлениях. Группа компаний «Русагро» настроена на зарубежные поставки свинины. Председатель совета директоров Вадим Мошкович решителен: необходимо поднять производство свинины на Дальнем Востоке. Восемь килограммов мяса при среднем уровне потребления 18,3 кг в год никуда не годится. Надо нажимать на внутренние поставки и наращивать экспорт в Китай, Корею, Индию, Японию. Потенциал Дальнего Востока в десятки раз превышает внутренние потребности. Нам под силу «взорвать» внешние рынки. Молочная река в Китай вообще бездонная. При росте потребления на 10 процентов в год дефицит продукта в Поднебесной взлетит до 20 млн тонн. 

У Хабаровска отродясь не было никакого сырья на продажу, и надеяться приходилось только на инженерную смекалку и творческий подход к делу специалистов. К примеру, единственный на Дальнем Востоке производитель готовых лекарственных средств «Дальхимфарм» давно пробил тропу в АТР и СНГ. Предприятие выпускает более 200 наименований лекарственных препаратов. Многие десятилетия дальневосточная тайга обеспечивает производство ценнейшими для здоровья растениями. К примеру, визитной карточкой на азиатских рынках стал уникальный по своим свойствам экстракт элеутерококка. Продукция уходит влет. Поставщиком природных препаратов на экспорт является и ООО «Ридер». Огромная таежная кладовая дикоросов таит в себе завидные возможности по выпуску препаратов, укрепляющих здоровье.

Линейкой настоек, особенно редким по своим качествам бальзамом, заявил о себе на внешних рынках ликеро-водочный завод «Хабаровский».

Имеется в хабаровском экспортном потоке одна изюминка. Речь идет о линейке товаров легкой промышленности, в которой есть место свадебным платьям для Азии от крупного производителя компании Pauline. Ее продукция представлена в 50 городах мира.        

Сегодня Хабаровск становится воротами дальневосточного экспорта. ТОСЭР, технопарки превратились в своеобразный трамплин для прыжка в импортную реку Азии. Группа компаний «ТехноНИКОЛЬ» открыла завод по производству каменной ваты и считает, что одного этого предприятия недостаточно. В городе формируется большой строительный кластер, который уже пробивает дорогу на внешние рынки. Начал работу пока единственный на Дальнем Востоке завод по производству дезинфицирующих средств.  Новые проекты, которые уже заработали, в основном ориентированы на экспорт. Конечно, при условии, что местную потребность они, безусловно, закрывают.

Вывод однозначен: шаг за шагом новая экономическая политика на Дальнем Востоке настойчиво двигает его огромный экспортный потенциал к растущему спросу рынка Азиатско-Тихоокеанского региона.    

Петр МАЗУР, фото Валерия СПИДЛЕНА

Кстати

По словам руководителя Центра поддержки и развития экспорта края Ивана Суханова, специально для экспортеров разработана отдельная линейка кредитных продуктов. По займу «Экспорт» можно получить до 3 млн руб. на пополнение оборотных средств, приобретение сырья или материалов для выпуска экспортной продукции. Ставка божеская — 9 процентов годовых.

Дальний Восток может заработать на диверсификации китайского экспорта. В этом году через страну транзитом пройдут 350 тысяч двадцатифутовых контейнеров. А на ближайшие годы их планируется по миллиону. Деньги немалые, если учесть, что по железной дороге из Шанхая в Москву контейнер доставляется на 25—30 суток быстрее, чем морем.      

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)