Темы номера
В этом телесезоне хабаровчане с особым нетерпением ждут выпусков шоу «Голос-6»: в команде Александра Градского поет наша землячка Лора Горбунова.
На слепых прослушиваниях она поразила наставников непосредственным исполнением легендарного хита Эдит Пиаф «Жизнь в розовом цвете».
«Я уже в три года поняла, чем хочу заниматься. У меня прабабушка оперная певица, мама пианистка, брат музыкант — наверное, семья повлияла», — улыбаясь, рассказывала девушка перед камерами Первого канала. Как и насколько повлияла — история отдельная и удивительная.
«Чижик-пыжик» и Моцарт
Лора и правда пела с самого раннего детства. Однако общее внимание к ней привлек не вокал. Точнее, не совсем он.
— Первый раз это произошло на новогоднем утреннике, когда все обычно рассказывают Деду Морозу стишки, — вспоминает ее мама, преподавательница Хабаровского педагогического колледжа и заведующая литературной частью театра «Триада» Татьяна Горбунова. — А она взяла и… просвистела песенку про елочку. И Дедушка, и я чуть не упали со стульев.
С тех пор у малышки и началась насыщенная сценическая жизнь. Необычный талант она проявляла не только на утренниках, но и на рождественских вечерах у выдающегося пианиста Вячеслава Соболевского («Впервые меня освистали прямо на сцене!» — шутил он) и в биробиджанской областной филармонии. Гастроли совмещали с визитом к бабушке — ведущей этих концертов, великолепной чтице и любимице биробиджанской публики.
О своей изюминке Лора не забыла и сейчас. «Навыки: художественный свист — от «Чижика-пыжика» до Моцарта» — значится в ее резюме. С него же она начала номер на «Голосе-6». Умение оценили миллионы телезрителей.
— У нас, кстати, до сих пор хранится видеозапись, где она семилетняя высвистывает песенку на празднике первоклассника-музыканта, — говорит завуч музыкальной школы № 1 Виктория Шипилова. — Из этого родилась традиция, которой уже больше 20 лет. Теперь праздник отмечается с размахом в комплексе «Арсеналец». А начиналось все со сценария, который мы придумали с Лориной мамой.
Конек Горбуновой
Татьяна Владимировна, к слову, его отлично помнит. Писать было не в новинку: в то время она уже начала сотрудничать с хабаровскими театрами как автор текстов к песням для спектаклей. Сложился многолетний творческий союз с композиторами Дмитрием Голландом и Александром Новиковым.
— Отвечала я только за слова, не за мелодии, — говорит она. — Хотя мое музыкальное будущее с детства сомнению не подлежало. Петь я даже не пробовала: нет у меня голоса. Но в училище искусств шла целенаправленно. Школьные педагоги отговаривали, убеждали: «Нужно учиться дальше, поступать на филфак». Но я думала: нет, хочу играть на рояле...
Филфак она потом все-таки окончила. Преподавание музыки стало ее профессией, а тексты — призванием. В 1999 году за либретто фолк-рок-оперы «Конек-горбунок» Татьяна Горбунова получила премию губернатора. Спектакль был поставлен Вадимом Гогольковым на сцене ТЮЗа, назван культовым и продержался в репертуаре более 15 лет.
А в 2008-м такую премию завоевала Лора. В 20 лет она уже была известной на Дальнем Востоке актрисой, и полюбили ее за роль Эдит Пиаф в одноименном спектакле театра драмы. Которую, к слову, девушка получила в семнадцать.
— Причем случайно, — смеется ее мама. — Она выдвинулась на конкурс актерской песни. Нет, не с французской музыкой — это была «Хава Нагила». А в зале чудесным образом оказался главный режиссер театра драмы...
Его не смутили ни возраст юной актрисы, ни отсутствие специального образования. После этого разве удивительно, что Лора успешно окончила актерское отделение ГИТИСа?
Морж и narkotiki
«На студии у брата», — подписала она недавний снимок в «Инстаграме». Партию Жени Горбунова в этой семейной музыкальной шкатулке проигнорировать никак нельзя. Потому что в начале 2000-х в Хабаровске каждый первый слышал о группе «Мраморный морж».
— Родилась она в детской театральной студии «Алый парус» под руководством Сергея Кидина, — говорит Татьяна Владимировна. — Это удивительный человек, который умеет создать в коллективе совершенно особую атмосферу.
Женя с товарищами записал первый альбом лет в тринадцать. Затем «Мраморный морж» дорос до рок-фестивалей с участием знаменитостей и... распался в 2004 году.
— У них разошлись взгляды на творчество: вокалист Миша Егоров хотел играть популярную музыку, а Женя — андеграунд, — объясняет Татьяна Горбунова.
Казалось бы, вот и все. «Моржи» подались в Москву, а Женя остался в Хабаровске — работать в рекламном агентстве. Но прошло несколько лет...
— Сын позвонил и сказал: «Мам, нас пригласили на «Новую волну», я остаюсь в столице», — вспоминает она.
«Новая волна» — тот самый знаменитый международный фестиваль в Юрмале. А «нас» — это новый музыкальный проект Narkotiki, который Женя создал вместе с другом из Амурска Андреем Касаем.
Вскоре только самые непродвинутые слушатели двух столиц не знали этих эпатажных ребят. Группа была названа открытием 2011 года, а сам Евгений Горбунов — «Музыкантом-2012» по версии журнала «Афиша», одного из самых авторитетных в сфере музыкальной индустрии. А через год, на самом пике популярности, группа вдруг объявила о распаде.
— Женя сказал: надо уметь вовремя заканчивать, — рассказывает Татьяна Владимировна. — Семейное это, что ли...
Действительно, семейное. Прабабушка, солистка Киевской оперы, перестала петь так же — внезапно и на пике. Объяснила, что нужно останавливаться, пока еще хорошо звучишь...
Не дворники
Но Женя не остановился, а ушел в новые проекты. Сейчас их более пяти, на слуху «ГШ» с женским вокалом и экспериментальный Interchain. За его творчеством по-прежнему следят музыкальные журналы «Афиша» и Rolling Stone, а летом к ним присоединился король глянца VOGUE.
Как же получилось, что «выстрелили» и он, и Лора?
— Наверное, я неправильная мама, — шутит Татьяна Горбунова. — Видимо, должна была говорить, что надо получить серьезное образование, сделать карьеру... А я радовалась, что у них есть возможность для самовыражения и считала: они должны выбрать то, чего хочется им, а не мне. И если это профессия дворника — пусть. Но, видите, пока не дворники.
Кстати
Прабабушку Лоры и Жени, солистку Киевской оперы Евгению Венгерову, сослали в Магадан как жену врага народа, а после распределили в Хабаровск, где она преподавала в педагогическом колледже. Вокалу у нее учился и народный артист России Игорь Желтоухов.
Бабушка Горбуновых, Лариса Лебедкина, была легендой Биробиджанского областного радио. Передачи, где она читала классиков русской и еврейской литературы, помнит, пожалуй, половина ЕАО. Ее не стало в марте, и участие в «Голосе-6» Лора посвятила ей: Лариса Федоровна мечтала увидеть внучку в проекте.
Татьяна Горбунова — автор слов к песне «Пой, Амур», которая есть во всех музыкальных сборниках, посвященных Хабаровску.