Темы номера
Муниципальное транспортное автопредприятие не покидает новостную ленту, подбрасывая поводы для обсуждения. Что же на самом деле происходит в автопарке? Попробуем разобраться.
Два года назад МУП признали банкротом со всеми вытекающими: введено конкурсное управление, работники периодически получают уведомления о возможном сокращении. Почти триста человек уже сократили — это один из способов выйти из кризиса. Только помогло ли?
— Нам конец, — огорошили в начале октября автобусники. Накануне им объявили: денег на топливо больше нет, запасов горючего хватит лишь до субботы, 7 октября. А в субботу это должно было стать уже заботой других: маршруты отдадут коммерсантам, чтобы те обслуживали линии вместо банкрота.
Спасайся, кто может
Весь день профсоюзный лидер МУПа Василий Остапенко метался по городу в поисках поддержки: к коллегам из крайкома профсоюза, к депутатам краевой думы, в городскую администрацию. Доказывал, что им снова надо помочь и пригрозил поутру выйти на митинг всем предприятием.
— Мне предрекали неприятности, но я на все готов, — заявил Остапенко. — Нельзя же развалить такое крупное предприятие и бросить на произвол сотни людей!
В управлении транспорта настаивали: произошедшее — закономерный результат неграмотной политики руководства предприятия. И пассажирам не стоит переживать. Автобусы будут ходить по расписанию, а сотрудников трудоустроят коммерсанты.
— Руководству ХПАТП следовало сократить расходы: есть ресурсы, позволяющие эффективно работать и выйти из кризиса, — настаивал Сергей Суковатый, начальник управления транспорта администрации Хабаровска. — Мы предлагали сократить издержки, перевести автоколонну «Южную» в первую автоколонну, освободившуюся территорию можно было сдать или продать, за счет полученных средств гасить долги. Этого никто не сделал. Предприятие может зарабатывать на дополнительных услугах, но для этого их надо предлагать, размещать объявления на сайте. Сайт они тоже не создали. Сейчас счета арестованы, нечем платить за топливо. Нам дали два дня на решение проблемы. Мы встретились с работниками предприятия, объяснили, что они будут продолжать трудиться, если готовы. Разработана схема, по которой ХПАТП № 1 сможет существовать. Обещаем, что пассажиры не испытают неудобств: все маршруты будут обслуживаться в полном объеме.
Откуда взялись миллионы
Так почему арестовали счета? Ведь жили как-то два года с клеймом «банкрот»?
— В 2017 году ХПАТП вышло на более-менее стабильную работу, — объясняет Сергей Афанасьев, заместитель мэра по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами. — Но предъявили к оплате задолженность по налогам за девять месяцев 2016 года. Раньше этот платеж стоял в пятой очереди, а по новому закону перешел во вторую. Поэтому арестовали счета. Налоговая действовала в рамках закона, и к ней претензий нет.
Остатков средств хватило лишь, чтоб заправить парк топливом на два дня. О чем конкурсный управляющий уведомил управление транспорта. Те, чтобы город не встал, обратились к коммерсантам.
— Мы попали в странную ситуацию, — объясняет Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска». — К нам обратились с предложением помочь муниципальному предприятию, выйти на его маршруты, потому что ХПАТП не способно само их обслуживать. Управление транспорта просило трудоустраивать работников МУПа. Обсудили ситуацию с перевозчиками, некоторые согласились. Работать предполагали как на своих автобусах, так и на машинах парка. Накануне их помыли, заправили за свой счет, а вечером сообщают, что все отыграли обратно. Но ведь есть договор, а по закону предупреждать о его расторжении следует за десять дней. По деньгам мы потеряли не так уж и много — на топливо и покупку билетов. Много сил ушло на оформление и подготовку.
Радость поутру
Разворачивать транспаранты автобусникам не пришлось: накануне «черной субботы» после бурных обсуждений в «белом доме» принято решение: ХПАТП должно работать.
— Мы победили! — поздравляют друг друга в фойе автопарка сотрудники предприятия. Ночью здесь составляли заново графики на выходные, обзванивали всех, чтобы выходили на смену.
Вместо митинга состоялась встреча с представителями городской и краевой властей.
— То, что вы продолжаете работать, говорит о том, что вы не останетесь на улице, я в этом не сомневаюсь, — уверяет Иван Кондуб, заместитель министра промышленности и транспорта правительства Хабаровского края. — Вашим вопросом занимались и губернатор, и мэр. Неважно, что осталось за кадром, главное, что вы работаете, а мы разберемся. Зарплата будет выплачиваться пока с задержкой на три — пять дней, но в крае у многих пассажирских предприятий такая ситуация.
Что есть Истина
— Сегодня все зависит от вас, — обратился к автобусникам Сергей Суковатый. — В этом году администрация выделила на поддержку МУПов почти 180 млн руб. Такого никогда не было! Созданы все условия для зарабатывания денег, низкодоходные маршруты переданы по конкурсу коммерсантам. При правильном руководстве можете получать прибыль. Вы в состоянии себя обеспечивать на имеющихся маршрутах на 105 процентов. Зачем отдали 36 графиков коммерсантам? Если бы работали по той модели, которую мы предлагаем, уже бы выбрались из кризиса. У вас одна машина на линии кормит восемь человек, это в несколько раз больше, чем надо. Муниципальное предприятие сохраним, подвижной состав обновим, когда станете зарабатывать, а не только просить денег! Обещаю регулярно встречаться с вами и рассказывать, что уже сделано, что планируется.
Исполнительный директор МУПа Алексей Деменок попытался объяснить, что коммерсантов привлекали лишь на лето, до окончания пригородного сезона. И за каждый день работы частники платят предприятию тысячу-полторы рублей.
В интервью же краевому интернет-изданию Алексей Деменок утверждает, что не раздает маршруты коммерсантам, потому что они — прямые конкуренты. Однако в распоряжении редакции есть документ, подтверждающий передачу графиков 29-го маршрута ООО ПАТП «Дальавто». Так кто же тут лукавит?
В том же интервью директор ХПАТП сетует, что предприятие может снова остановиться, если не помогут принимаемые меры (имеются в виду сокращения и продажа имущества). И тогда все повторится опять: митинги, скандалы и угрозы?
— Главное — сохранить предприятие и прекратить копить долги, — говорит Сергей Суковатый. — Задолженность перед УФНС в более чем 470 млн руб. будет погашена частично за счет реализации имущества, а оставшееся в ведении МУПа. Рассчитаемся — сможем обновлять подвижной состав, покупать современные автобусы и работать на перспективу.
Андрей КЛАДКО