Темы номера
Одно из лучших детских воспоминаний о Новом годе — это сладкий сюрприз.
С нетерпением я ждала, когда на елке в детском саду вручат картонный ларец с вафлями, печеньем и конфетами. Иногда это была мягкая игрушка или просто разноцветный целлофановый пакет. И счастье, если там оказывались шоколадные «Красная Шапочка», «Мишка на Севере» и только появившиеся в 1990-е «Баунти». Счастье для сладкоежки — беда для остальных…
Откуда появилась эта традиция — дарить сладкие сюрпризы? И кто придумал упаковки?
Сапожки и жесть
В XVI веке сладости — варенные в меду маленькие яблочки и лесные орехи не прятали в коробках, а вешали на елку. Выгодно вдвойне: одновременно и лакомства, и украшения. Одно, правда, плохо — очень они недолговечны.
Затем сладости стали класть в… красно-белые сапожки. Их вешали около камина или на лестницу, и дети верили, что это подарок от самого Санты: они же хорошо себя вели целый год. А гости приходили с украшенными жестяными коробочками с печеньем, бисквитами и леденцами.
Первый киндер-сюрприз
Европейскую моду быстро подхватили в России. И первыми — предприниматели. В середине XIX века Алексей Абрикосов (это он основал кондитерскую фабрику, которая позже получила название «Бабаевская») начал выпускать шоколадные конфеты, засахаренные фрукты и печенье в праздничных упаковках, а для детей — сладкие сюрпризы. Как ни посмотри, эти жестяные коробочки — произведение искусства. Эскизы для упаковки придумывали художники Федор Шемякин и Иван Билибин. А внутри шоколадно-сахарный рай: карамель «Раковые шейки», придуманная Абрикосовым, мармелад в сахаре, яблочная пастила и шоколадные фигурки зайчиков и уток. Отгрызаешь кусочек и находишь сувенир или маленькую открытку — чем не первый киндер-сюрприз?
Цены на сладости были по карману не всем: молочный шоколад «Амато» стоил 1 руб. 40 коп. за фунт, коробка шоколадных конфет — 1 руб. 75 коп., мармелад «Царский» и «Лилипут» — по 40 коп. (рабочий на той же фабрике Абрикосова получал каждый месяц от 40 до 50 руб.).
Советский кулек
После прихода советской власти, в 1918 году, Рождество, а вместе с ним и Новый год запретили как религиозные праздники, а сладкие подарки — как буржуазную роскошь. Но вскоре поняли, что детям без них совсем тоскливо, и новый, 1937 год встречали с елкой и картонными упаковками с «сюрпризом». Правда, изображение улыбающегося Деда Мороза сменил профиль Иосифа Сталина и советская символика — серп и молот.
С конца 1950-х на упаковках появились звезды, спутники и ракеты — кто из детей тогда не мечтал стать космонавтом? А в 1960-х космических героев сменили литературные — Малыш и Карлсон, Дядя Степа и сказочные — Илья Муромец, Царевна-Лебедь и др.
— В моем детстве сладкий сюрприз — это всего лишь маленький кулек из синей бумаги, зато какой долгожданный! — рассказывает Лела Круш, заместитель председателя комитета администрации города по управлению Железнодорожным районом по социальным вопросам. — Первыми я выбирала самые вкусные и, как правило, самые редкие — «Мишку на Севере», «Курортные» и «Ананасные». Зато было полным-полно ирисок, карамелек, и — сегодня покажется странным — яблок и грецких орехов в скорлупе.
Получи «Ай-да-фон»
Простым кульком сегодня не удивишь. Сюрпризы — это и мягкие игрушки, и рюкзаки, и саквояжи. Что угодно, лишь бы был ярким и с каким-нибудь наворотом, например, с неожиданной «опцией». Жестяные чемоданчики во второй жизни становятся копилками, а обратная сторона упаковки-елки — дартсом с дротиками.
Эффектнее, чтобы сюрприз удивлял звуком. Jingle bells или «Новый год к нам мчится» поют Снегурочки, деды Морозы, животные и… Кинг-Конги. А как «прихорашивает» символ года мода: обезьянка берется за «вертушки» ди-джея, становится красоткой с красными губами, фотографирует друзей на вечеринке или делает селфи с Дедом Морозом. И даже сами телефоны: можно вручить сладкую версию модного гаджета — «Ай-да-фон» — упаковка напоминает один очень известный бренд. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось...
Светлана ТРУСОВА