Вечные декреты
logo

Темы номера

Вечные декреты

Сто лет назад Великая Октябрьская революция начала новую страницу в истории нашего государства.

Еще со школьной скамьи мы знаем, что первыми документами молодой советской власти стали декреты «О мире», «О земле» и «О власти». Первым из них большевики призывали все воюющие страны заключить перемирие и начать переговоры. При этом вестись они должны были без всяких требований об аннексиях и контрибуциях. Краеугольным камнем второго декрета стал отказ от частной собственности на землю. Провозглашалась так называемая социализация земли, то есть передача ее в собственность всего народа. Декрет № 3 декларировал переход всей власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Восемь часов — и баста

Сегодня эти декреты уже стали историческими документами, но ряд законов, принятых большевистским государством и подписанных председателем Совета народных комиссаров Ульяновым (Лениным) и спустя 100 лет остаются актуальными для страны и ее жителей.

Уже на пятый день правления, 29 октября (11 ноября по новому стилю), принято постановление о введении восьмичасового рабочего дня. «Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий ..., не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения». За сто лет продолжительность рабочего дня не изменилась, а вот рабочую неделю действующий Трудовой кодекс ограничивает 40 часами.

Надо заметить, что страна победившего социализма была не первой, утвердившей 8-часовой рабочий день на законодательном уровне. В Австралии это сделали в 1848 году, в Новой Зеландии — в 1856-м, в Индии — в 1912-м, в Уругвае — в 1915-м и в Мексике — 5 февраля 1917 года.

Если же говорить о европейских государствах, то на законодательном уровне эту норму в Германии закрепили в 1918 году, во Франции — в 1936-м, в США — в 1937-м.

Сойтись-разойтись и сосвататься

Вторым документом, сохраняющим актуальность, стал «Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», опубликованный 18 декабря 1917 года. Он гласит, что Российская республика впредь признает лишь гражданские браки. «Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Заявления не принимаются: от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского — 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою — 13 лет». Примечание: «Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся». Все так и происходит, за исключением словесных заявлений, которые не принимаются, и ограничения возраста — с 18 лет.

— В Хабаровск новый порядок пришел в июле 1922 года с принятием закона Дальневосточной республики «Об изъятии архивов и всего дела регистрации актов гражданского состояния из вероисповедных и других учреждений и о передаче исключительно в ведение  регистрационных камер», — рассказывает начальник отдела ЗАГС администрации Хабаровска Ольга Воронина. — Первой структурой, осуществлявшей регистрацию актов гражданского состояния, в нашем городе стала Местная регистрационная камера при Хабаровском управлении, созданная в 1922 году. А в 1937 году в связи с образованием Центрального района это учреждение было переименовано в Центральный отдел ЗАГС. В дальнейшем такие отделы появились в каждом районе. Располагались они тогда в маленьких помещениях, где одновременно  регистрировались  браки, разводы, смерть и рождение.

Не заставил себя ждать и «Декрет о расторжении брака» (какая же свадьба без развода?). Вышедший 19 декабря 1917 года, он стал спасением для тех, кто до революции вынужден был подчиняться более чем суровому семейному праву, при котором развод скорее был исключением. Отныне все просто и ясно: «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или хотя бы одного из них. Означенная просьба подается, согласно правилам о местной подсудности, в местный суд… Действие этого закона распространяется на всех граждан Российской республики вне зависимости от принадлежности их к тому или иному вероисповедному культу». С тех пор в нашей стране так и разводятся, правда, термин из п. 9 «бракоразведенная жена» сегодня не употребляется.

Без ятя и фиты

23 декабря 1917 года по старому стилю опубликован «Декрет о введении нового правописания». Этим документом из алфавита изымались буквы «ять» и «фита», отменялось использование твердого знака в конце слов, запрещался перенос слов, а также «признавалось желательным, но необязательным, употребление буквы «ё». Все, кроме переносов, за сто лет прижилось, а буква «ё» долгое время оставалась то желательна, то необязательна.

Кстати

Буква «ё» содержится в более чем 12 500 словах, 2 500 фамилиях граждан России и бывшего СССР, тысячах географических названий РФ и мира.

В 1956 году «Правила русской орфографии и пунктуации» утвердили требование обязательного использования буквы «ё» в случаях, когда возможно неправильное прочтение, а это имена собственные (фамилии, имена, отчества, географические названия, названия организаций и предприятий), но и после противники буквы «ё» продолжали ее игнорировать. По статистике, почти 3 процента граждан РФ имеют фамилии, имена или отчества с буквой «ё», и у них нередко возникали проблемы. Случались казусы, когда у мужа, жены и детей, имеющих де-факто одну и ту же фамилию, паспорта различались тем, что у одного буква «ё» в фамилии напечатана, а у другого вместо нее стоит е. Это вызывало осложнения при разводе, регистрации рождения, оформлении приватизации жилья, вступлении в наследство и других юридических операциях. В 2006 году наконец-то приняли документы, согласно которым «игнорирование или отказ печатать букву «ё» в официальных документах означает нарушение Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».

Поэтому сегодня использование буквы «ё» в именах собственных является бесспорным и обязательным.

Школа отдельно

В январе 1918-го Владимир Ленин подписал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который за 100 лет не устарел. Документ запрещает «в пределах республики издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан… Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений… Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом…»

Года идут, задача та же

23 января увидело свет и постановление «О комиссиях для несовершеннолетних». Оно упраздняло «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних» и предписывало «дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, ведению комиссии о несовершеннолетних». «Указанные комиссии находятся в исключительном ведении Народного комиссариата общественного призрения и состоят из представителей ведомств: общественного призрения, народного просвещения и юстиции в количестве не менее трех лиц, причем, одним из этих лиц должен быть врач». Кстати, через 17 лет постановлением Совнаркома в связи с ликвидацией детской беспризорности и безнадзорности комиссии упразднили. В годы войны действовали те, что занимались устройством детей, оставшихся без родителей. А в 1957 году возникла необходимость возродить КДН, вернув ей роль органа, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних и семейного неблагополучия. Этими вопросами комиссия по делам несовершеннолетних, действующая при комитетах по управлению районами, занимается и сегодня, спустя 60 лет.

Старый Новый год

Документ, который вот уже 100 лет заставляет нас дважды праздновать Новый год, вышел 26 января 1918 года
и назывался «О введении западноевропейского календаря».
Им Совет народных комиссаров постановил «ввести по истечении января месяца 1918 года в гражданский обиход новый календарь» и «первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14-м февраля, второй день считать 15-м и т.д.» … «Лицам, получающим жалованье или заработную плату 20 числа каждого месяца, выдать 20 февраля 1918 года  получаемую ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной». С тех пор в нашей жизни появились определения «по старому стилю» и «по новому стилю», а еще благодаря этому документу мы празднуем Новый год и старый Новый год.

По-родственному не получится

Постановление Совнаркома от 14 июня 1918-го «Об отпусках» давало право рабочим и служащим всех отраслей наемного труда, проработавшим на предприятии, в учреждении или у частного лица не менее 6 месяцев без перерыва, один раз в течение года получить отпуск с сохранением содержания и выдачей его вперед. Установленная ленинской подписью продолжительность отпуска в две недели по тогдашним европейским меркам была шикарной. Решение безотказно действует уже 100 лет, включая прописанную там же возможность более продолжительного отпуска тружеников вредных производств и создания на каждом предприятии графика отпусков с раскладкой на весь год. Упразднен только строгий пункт № 4 «Платная работа во время отпуска запрещается».

Свою злободневность и спустя почти 100 лет сохраняет постановление СНК от 27 июля 1918 года «Об ограничении совместной службы родственников в советских учреждениях».  Строгости вводились такие: «Не могут состоять на службе: 1) в одном и том же отделе какого-либо советского учреждения, как центрального, так и местного, лица, находящиеся в родстве или свойстве между собою; 2) в одном и том же учреждении лица, находящиеся в родстве или свойстве с кем-либо из ответственных руководителей данного учреждения». Надо заметить, что советских учреждений уже нет, а ограничения актуальны, и даже предпринимаются попытки их ужесточить.

Так, в марте 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым ввел ограничения на замещение должностей для родственников госслужащих. Документ запрещает служить в одной госструктуре вместе с родителями, супругами, детьми, братьями и сестрами. Распространяется запрет и на муниципальных служащих, работников аудиторских организаций.

Это интересно

22 ноября 1917 года Совнарком объявил о конфискации всей меховой одежды (символа буржуазии). Теперь согреваться ею могли только те, кому это разрешали революционные власти.

Сто лет минуло со штурма Зимнего, судьбоносного залпа «Авроры» и принятия первых декретов советской властью. Многое за это время изменилось в нашей стране, появились иные оценки и трактовки тех событий, но мы по-прежнему руководствуемся некоторыми из документов, подписанных в 17—18-м годах прошлого века.  

Подготовила Нина ЖИГУНОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)