Темы номера
«Собаки страдают, их содержат в невыносимых условиях», — так характеризуют хабаровские зоозащитники приют для безнадзорных животных. Депутат городской думы Андрей Никонов попытался разобраться в непростом собачьем вопросе.
Ситуация с безнадзорными животными в Хабаровске одна из худших в крае. Собачьи стаи чувствуют себя в городе достаточно комфортно: столуются на помойках, могут позволить себе пугнуть людей, чтобы не зазнавались, — нечего человеку считать себя главным. Исправить положение должен недавно принятый закон, позволяющий не выпускать обратно в город отловленного пса, если ему не найдется хозяин. Пока решается судьба, животное находится во временном приюте, который зоозащитники прозвали «концлагерем». С жалобой на приют активисты обратились к депутатам краевой и городской думы.
Не низок, не высок
Хозяйка «Теремка» — частного питомника для собак, Анна согласилась устроить экскурсию для городского депутата и журналистов, чтобы показать, как на самом деле надо содержать собак.
Адрес «Теремка» просили держать в секрете — иначе добрые хабаровчане начнут подкидывать собак десятками. А в теремочке и так уже тесновато — сегодня здесь находятся около сорока псов. Домом для них служит деревянное строение посреди огорода — приют расположен в частном секторе. Собачье учреждение, как в детском саду, поделено на группы: у каждой свое помещение, свой вход. Гулять в небольшой загон выпускают по очереди. Аня открывает дверь, и вырывается веселая, шумная собачья компания. Словно малыши-детсадовцы, облепляют сетку ограждения, пытаясь достать незнакомых посетителей кто лапой, а кто языком. Самому удачливому повезло ткнуться мокрым носом в фотоаппараты двух корреспондентов. Удивительно, но эта банда слушается Анну: негромкий приказ: «Место» — и барбосы чинно отправляются обратно в «группу».
— Целый день у меня уходит на них, я поэтому работаю только на фрилансе — иначе не получится, — признается Анна. — А если кто-то из них заболеет, то и ночью сижу. Деньги на содержание собираем всем миром, я вкладываю постоянно. В день на одну собаку уходит около ста рублей. Плюс всех обязательно стерилизуем. Стараюсь пристраивать, люди обычно берут собак для охраны частных домов.
Улыбнитесь, вас снимают
— Ой, а они уже поели, — разводит руками Анна на просьбу журналистов покормить собак для картинки. — Ну, давайте попробуем.
Девушка наполняет огромную миску и выпускает новую группу. Боксер тигрового окраса по кличке Цезарь первым подходит к миске. Пока он ест, все остальные стоят в отдалении. Проинспектировать, что привлекло внимание стольких людей, поспешила соседская собачонка Найда. В буквальном смысле растолкав корреспондентов, любознательная дама уселась в первом ряду у сетки посмотреть, как кормят приютских. Она приветливо машет хвостиком, разделяя с ними радость вкушения пищи.
— Очень приятное впечатление от «Теремка», видно, что Анна к своим подопечным с душой относится, — резюмирует Никонов. — Таким людям хочется помогать.
Собаку возьмете?
Индивидуальный предприниматель Олег Вонти, выигравший городской конкурс на право заниматься отловом безнадзорных животных и содержать их в приюте, к нашему визиту отнесся настороженно. Это и понятно — его часто обвиняют в жестокости к собакам.
Постояльцы приюта облаивали нас на разные голоса, прятались за будки при приближении, злобно рычали. Ряд вольеров оборудован в бетонных блоках с деревянными настилами и домиками внутри.
— Им точно не холодно, — уверяет Олег Эммович. — Обвинения в том, что у нас собаки содержатся плохо, напрасны — за все время не погибло ни одной. Кормим два раза в день, тогда же приносим воду — они сыты. Тут не все собаки на 12 дней до усыпления. Есть две, у которых признаки домашних, но пока их хозяева не отзывались. Часто люди сами сдают нам своих собак, которые им по какой-то причине надоели. Сейчас в районе банковской школы ощенилась сука и начинает кидаться на людей — она защищает щенков, но из-за этого могут пострадать горожане. Мне звонят, просят ее взять, обещают пристроить за какое-то время и ее, и выводок, но по опыту знаю, что никогда не находят им владельцев. Может, и не ищут…
— За два года никто не приходил за собаками, — говорит Вонти. — Взрослых псов я бы не рекомендовал брать домой — их не переделать, это дикие животные. Нынешние городские собаки — это уже третье поколение уличных псов, они все ближе к волку, только умней его.
— Это разный подход к делу: если Вонти — хозяйственник, охотовед, отлавливает дичающих собак, ограждая людей от возможных нападений, то «Теремок» — чисто женский подход, — рассуждает Андрей Никонов. — Вполне возможно, надо проработать план совместных действий: администрации и общественников. Но только общественников, которые реально занимаются спасением собак, а не сотрясанием воздуха и выкрикиванием лозунгов.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора