Не смиряться под ударами судьбы*
logo

Темы номера

Не смиряться под ударами судьбы*

«Быть или не быть?» — шекспировским вопросом столетия спустя озадачились работники хабаровского автотранспортного предприятия.

Ответа на него они получить не могут. Классика!

Многословье — бренные прикрасы

Актовый зал МУП ХПАТП № 1, пожалуй, единственный в Хабаровске стабильно собирает аншлаги. На каждое мероприятие зрителей набивается столько, что они готовы сидеть на ступеньках, стоять в дверном проеме пару часов, лишь бы присутствовать. Секрет успеха прост — заявленные темы касаются каждого.

Вот и сегодня в зале нет пустого места: народ собрался на встречу с прокурором Железнодорожного района Кириллом Осипчуком.

— Цель нашей встречи — разъяснить, что происходит, — говорит прокурор. — Вмешиваться в происходящее на вашем предприятии мы не можем, но следим, чтобы все было в рамках закона, не разбазаривалось имущество собственника — администрации города. Со слов конкурсного управляющего, у вас все хорошо, но если знаете о возможных нарушениях, можете с нами поделиться информацией.

И хотя прокурор предлагал присылать свои соображения по электронной почте, делиться информацией водители и кондукторы начали сразу — онлайф.

Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет без порки?

«Илющенко» — эта фамилия зазвучала и не сходила с уст. Щедрые на эпитеты кондукторы характеризовали его эмоционально и емко. Почему дубина народной войны автобусников вдруг опустилась на голову главного хабаровского трамвайщика? В конце концов, у них свой начальник есть!

— В октябре мы уже были на грани безработицы, теперь опять трясет весь коллектив, — обращается профсоюзный лидер Василий Остапенко. — А все потому, что Илющенко везде делает заявления, что наше предприятие закроется в начале декабря. Он агитирует людей увольняться, не дожидаясь краха, обещает взять их к себе без испытательного срока. А на автоколонне «Южной» сказал, что возглавит их. По какому праву?

Прокурор категоричен: в действиях гражданина Илющенко нарушений закона нет. Ну говорит, ну советует уволиться — не принуждает же! Да и нет у него на это прав. А слушать его или прислушиваться — дело каждого.

— Что нам делать? Илющенко требует, чтобы мы увольнялись, а Суковатый говорит: «Только попробуйте!», — кричит публика, и на сцене появляется Сергей Суковатый.

Все кажется предвестьем злых невзгод

— Я так не говорил, — сразу заявляет начальник управления транспорта и объясняет свою позицию: — Прежде чем приглашать людей на предприятие, надо создать рабочие места, правильно? У вас почти 900 человек, а у Илющенко всего восемь автобусов, которые купила администрация города. В штатном расписании только восемь водителей автобусов. С 18 января МУП «ТТУ» прекращает свое существование, на смену ему выходит МУП «Городской электрический транспорт». Он будет обслуживать трамвайные и троллейбусные маршруты, которые выиграл по конкурсу, согласно Федеральному закону 220-ФЗ. Передачи маршрутов закон не предусматривает. До 2020 года вы можете работать на своих маршрутах. Сегодня есть возможность сохранить предприятие, если вы перестанете копить долги. На январь 2016-го долг предприятия был 330 млн руб., а сейчас уже 600 млн!

Но и из этого положения может быть выход — долги надо погасить, продав часть имущества. База автоколонны «Южной» уже выставлена на торги. Не будет долгов, администрация станет поддерживать предприятие, покупать новые автобусы. А работать без убытков ХПАТП может — модель такой работы просчитана на компьютере. Казалось бы, преисполненная оптимизма речь начальника управления должна найти живой отклик в сердцах кондукторов. Вместо этого в зале начался шум. Припомнили купленные мэрией НефАЗы, подпирающие заборы парка, прошлись по депутатскому мандату сперва своего бывшего директора, а затем потоптались и по Илющенко.

— Нам порядочный руководитель нужен, не депутат! — кричат кондукторы.

— Да с тарифом в 23 рубля нам не вылезти из долгов! — экономист предприятия напоминает об этом в очередной раз. — Себестоимость проезда выше, каждый пассажир вгоняет нас в долг! Пока тариф не изменят, мы будем банкротами, поймите!

— После 2020 года вы сможете устанавливать тариф самостоятельно, если выиграете по конкурсу право работать по нерегулируемому тарифу, — возражает Суковатый. — Электротранспортники такое право получают с 18 января.

— Скажите людям по-честному: быть предприятию или нет? — гремит бас прокурора, и кондукторы затихают.

— Если конкурсный управляющий завтра решит остановить работу, то предприятие встанет, — отвечает Суковатый. — Но ему это невыгодно: предприятие — источник доходов. Мы должны жить в правовом поле…

— Все понятно, — резюмирует прокурор. — Вскрылись проблемы, о которых мы не знали, поэтому действуем следующим образом. Встречаемся с конкурсным управляющим, проверим его деятельность и заодно деятельность предприятия вместе с сотрудниками Росреестра. После снова соберем вас и расскажем о положении дел.

Пылинка зла уничтожает благо

ХПАТП № 1 — одно из старейших предприятий города. В том, что сейчас с ним происходит, поспешили обвинить бывшего директора Алексея Деменка. 

Работникам, а это около тысячи людей, и горожанам предъявили следующие аргументы: новые автобусы марки НефАЗ ржавеют под забором, а народ возят на «дровах», руководство намерено саботирует предлагаемые варианты по выходу из кризиса, отказывается от прибыльных маршрутов. А на пригородные перевозки Деменок заключил договор со своим сыном, руководителем фирмы «Дальавто» — как здесь не заподозрить коррупционную составляющую?  

— Я хочу объяснить людям, что это не так, — обратился в редакцию Алексей Деменок. — Наше предприятие постоянно проверяют, только за 2016 год прошло семь проверок по требованию управления транспорта, и никаких нарушений не выявлено. Моя вина только в том, что я уговорил сына заключить с нами договор, но всего на два автобуса! Был бы корыстный интерес, заключил бы на все маршруты и поставил бы на самые жирные рейсы. И они нам платили еще за 25 дней мая 2 млн 943 тыс. руб. Вот он — экономический эффект этой работы! Насколько здесь криминал? Только то, что родственник в «Дальавто». Не было коррупционных целей, надо было срочно закрыть графики.

По словам Алексея Алексеевича, отдать прибыльные маршруты коммерсантам его заставило управление транспорта. 

— Среди мероприятий по выходу из кризиса был отказ от убыточных маршрутов, — говорит он. — Составили список, по которому до сих пор еще некоторые обслуживаются нами, зато сразу стали требовать отдать 18-й — хороший, доходный. В рамках оптимизации нам велели оставить пять маршрутов и 20 автобусов. Я возразил, и с этого началось наше противостояние с управлением. Возник конфликт по маршруту № 8, когда переделали расписание коммерсанту в ущерб нашему предприятию. Если раньше часовая выручка была 1 240 руб., сейчас она составляет 980 руб.

НефАЗы тоже стоят без дела не просто так — ждут, когда придет их время: на 2017 год планировали пойти на конкурс, а туда без низкопольных автобусов даже соваться нечего. Наличие чуда отечественного автопрома стало бы козырем муниципалов.

— Вообще, на предприятии 50 НефАЗов: 20 работают, 30 стоят, — объясняет Деменок. — Они затратны в обслуживании: дорогое топливо, запчасти, большие эксплуатационные расходы. Всего в парке 250 автобусов, а на линии выходят около 150. Поэтому мы и решили придержать именно НефАЗы в резерве, чтобы сэкономить. Суть в том, что потратили на топливо больше на 12 млн руб. за весь период эксплуатации, чем на автобусы марки ДЭУ. Да, НефАЗ купили по программе софинансирования, они обошлись дешевле, а на деле оказалось, что они нас разорили! Модель безубыточной работы, которую предлагает управление транспорта, нам не подходит: цифры не сходятся! Автобус выходит в одну смену, туда надо одного водителя, в две смены — два водителя, в выходные еще третий нужен. Получается, три водителя и три кондуктора. Плюс они ходят в отпуск. Плюс обслуживающий персонал — уже восемь! А в предложенной модели только четырне. Если объединить колонну «Южную» и первый парк, эффект будет минус 2 млн из-за дополнительных расходов 29 млн руб. в год. Только на охрану базы надо 5 млн руб., иначе растащат все…

Кто был прав и сумеет ли выжить автотранспортное предприятие или уйдет в мир теней, покажет время. «Хабаровские вести» продолжают следить за ситуацией.

Ирина ТРОЦЕНКО

* — Здесь и далее в подзаголовках цитаты из трагедии Шекспира «Гамлет».

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)