Темы номера
Ни один день художницы Вероники Янышевой не проходит без черной и белой бумаги, тонкой ручки и… скальпеля. И создает она с помощью этого красоту — виды старинного Хабаровска, забавных зверей и даже портреты рок-звезд.
Едва взглянув на старинные особняки или витиеватые узоры из черной бумаги на белом фоне, поражаешься: это правда вырезано, не нарисовано? Восхищаются и коллеги, которые оценили творчество Вероники: в этом году в 27 лет ее приняли в хабаровское отделение Союза художников России.
Бумажное кружево соборов
«Волшебству» — художественному вырезанию из бумаги — научил преподаватель, мастер книжной графики и гравюры Николай Холодок. Показал как раз накануне защиты диплома и не ожидал, что выпускница худграфа… сменит тему.
— Мне нравилась живопись, — вспоминает Вероника Янышева. — Но ажурные рисунки, которые держал в руках Николай Иннокентьевич, поразили: не ожидала, сколько свободы для творчества дарят два цвета — белый и черный.
Если Холодку ближе военная тема и экслибрисы — книжные знаки, удостоверяющие владельца книги, то Веронике — история родного Хабаровска. По фотографиям конца XIX - начала XX века она создала семь листов с видами старого города: на одних арка в честь приезда цесаревича и ГрадоУспенский собор, на другом — женская гимназия, здание нынешнего Центрального универмага и первый кинотеатр «Иллюзион» (сейчас «Совкино»).
— Сначала сделала эскиз, который через копирку перевела на черную бумагу и вырезала скальпелем, — объясняет Вероника, придерживая пальцами изображение старого вокзала. — Конечно, любой лишний штрих — и работа испорчена. Но сложнее создать объем, свет и даже тень там, где необходимо.
Детали плавно перетекают друг в друга: деликатная резьба на окнах, повозки с лошадьми, одежда горожан — так, что можно определить, кто из них офицер, купец или простолюдин. Рисунок цельный, словно черное изысканное кружево, и лишь в самых тонких местах детали посажены на клей.
Ошеломленная работой Вероники дипломная комиссия спросила только одно: «Неужели, они не рассыпаются?»
Иллюстрации к Пелевину
Если эту технику Николай Холодок называет просто вырезанием из бумаги, то девушка по-другому — «вырезной графикой»: черные силуэты на белом фоне напоминают ей отпечатанные офорты — разновидность гравюры на металле.
Неудивительно, почему некоторые работы Вероники обретают новую жизнь — становятся иллюстрациями. Ее графика в народном собрании сочинений Виктора Пелевина, которое вышло в прошлом году, украсила повесть «Желтая стрела». А в этом году, к 70-летию Победы Вероника подготовила шесть иллюстраций к «Судьбе человека».
— Чтобы добиться исторической достоверности не только читала Шолохова, но и просматривала военные фотографии и кинохронику, — признается Вероника.
Эксперименты художника
В черно-белый мир художница пробует добавлять цвет. Делает, например, листву зеленой, а крышу красной, подкладывая под детали цветную бумагу, — этому Вероника научилась у иностранных коллег.
Второй эксперимент — с размером: вместо обычного для себя А4 вырезала кувшинки величиной 43 на 43 см.
— Работа получилась большая, но без загадки, — говорит девушка. — Николай Иннокентьевич сказал: «Молодец, но больше так не делай». Ощущение нереальности и изящество, передают, пожалуй, только миниатюры.
Предвкушение финала
Движения тонким лезвием по линиям эскиза заинтриговывают ее, даже расслабляют, как других вышивание или вязание. Настолько захватывают, что одной работе Вероника может посвятить несколько месяцев.
— Времени я не замечаю, — отмечает девушка. — Здесь одно удовольствие — наблюдать за тем, как появляются детали: дерево, мансарда, фигура человека в доме. Каждый раз интересно: что же получится в конце?
Отвлекается Вероника от рабочего процесса по-своему — вырезает картины для себя. После мозгового штурма получаются забавные коты, покушающиеся на рыбу, гримасничающая тыква для Хэллоуина и даже любимые рок-артисты из группы «Animal ДжаZ».
— На автограф-сессии, на следующий день после концерта, подарила солисту портрет, — вспоминает Вероника. — По его глазам прочла: вау, такого не ожидал!
Если вы и сейчас не верите своим глазам, тогда вперед — в картинную галерею имени А. Федотова на краевую молодежную художественную выставку с вырезной графикой Вероники.
— Вероника не первый год представляет свои работы на молодежной выставке, — рассказывает заместитель начальника управления культуры администрации Хабаровска Ирина Жолобова. — В прошлом году ее, как и многих талантливых авторов, мы отметили грамотой. Приятно, что они — Иван Федотов, Яна Костина, Анастасия Номар — продолжают творить и развиваться.
Из бересты, фольги, ткани и кожи вырезали еще славяне. Современные работы — панно или украшения интерьера — называют бумажной графикой или ажурным вырезанием.
Светлана ТРУСОВА, фото из архива