Темы номера
Есть в «Хабаровских вестях» традиция — под Новый год рассматривать старые открытки и готовить интересный материал про Деда Мороза. Но на этот раз мы решили ее изменить: чего ж все про Деда да про Деда, когда у нас еще Снегурка!
А это персонаж загадочный и таинственный.
Так кто отец?
Вообще-то, снежная барышня едва ли не старше собственного деда (издержки мифологии). Оба появились в середине XIX века, и родственных отношений между ними сначала не было никаких. То есть совсем. Но вскоре их придумали. И вот тут нам, дорогие читатели, придется устанавливать отцовство, причем без ДНК-тестов.
По первой версии у Деда Мороза и Весны-Красны рождается дочка (!) Снегурочка. В известной пьесе Островского и опере Римского-Корсакова дело именно так и обстоит. Но вторая версия, на наш взгляд, гораздо веселее. У Деда Мороза и Вьюги-Метелицы рождается сын Снеговик (тот самый, с морковкой вместо носа). Но поскольку зачатие происходило в подпитии (даже в сказках надо помнить про ЗОЖ!), потомок получился не мозговит, зато с добрым сердцем. А уже у него и Весны-Красны появилась Снегурочка. Вот, казалось бы, всю жизнь с ведром на голове, а такие жена и дочка!
Вечная юная
Кстати
Есть гипотеза, что на утренниках Деда Мороза и Снегурочку свел не кто иной, как сам товарищ Сталин. Впервые они появились в паре на празднике елки в московском Доме Союзов в начале 1937 года.
На открытках Снегурочка оказалась уже после Великой Отечественной войны. Самая старая карточка с ее изображением, которую нам удалось отыскать, датирована 1945 годом. На ней наша героиня предстает круглолицей и упитанной темноволосой девочкой лет девяти. Понятно, что зимняя барышня вечно юна, но насколько?
Историки утверждают: на ранних иллюстрациях Снегурочка действительно чаще изображается ребенком, нежели девушкой. Оно и понятно. Во-первых, ее все-таки провозгласили внучкой (ай да Снеговик!), а во-вторых, у Островского и Римского-Корсакова она в итоге тает от первой взаимной любви — героическая, но не очень детская и праздничная история.
Взрослеть внучка Деда Мороза планомерно начала потом. И причина, говорят, весьма приземленная: так взрослым актрисам и воспитательницам легче попадать в образ.
Волшебницу покрасили!
Ну а теперь самое интересное: все мы привыкли, что современная Снегурочка — это блондинка с толстенной длинной косой. Почему?
Википедия авторитетно заявляет, что так повелось еще от Островского. Однако, честное слово, все было гораздо разнообразнее. Виктор Васнецов, рисуя к пьесе декорации и костюмы, изобразил главную героиню хоть и в шапке, но темноглазой и темнобровой. А великий Михаил Врубель, который делал это следующим, и вовсе любил брюнеток, а потому снабдил Снегурку иссиня-черными кудрями.
На старых открытках 1950-х, которые нашлись в Интернете, новогодняя девочка в основном русая. А потом начинается интересное. Где-то в 60-х она рыжеет, в 70-х приобретает густую челку, в 80-х начинает ходить с локонами, а к 90-м как раз почти везде сверкает соломенной шевелюрой.
Вывод напрашивается сам собой: это все парикмахеры! Не в буквальном смысле, конечно. Но модные «головные» тенденции художниками явно учитывались. Раз уж технический прогресс дал нам фуксин, электроплойку и пергидроль, их должны использовать даже новогодние волшебники.
При чем тут пингвины
Как вы помните, Дедушка Мороз — персонаж социально активный. Он запускал ракеты в космос, возводил дома, строил БАМ и осваивал Север на ледоколах. А вот его внучке так не повезло. По легенде она живет в красивом тереме среди лесной чащи. И по какой-то причине жестокие — иначе и не скажешь! — авторы открыток решили там ее и оставить.
Поэтому в большинстве поздравительных сюжетов, видимо, изнывающая от скуки Снегурочка только и делает, что носит туда-сюда лесных зверушек. То зайца вправо, то медвежонка влево, то вообще снегирей в корзинке (!) вокруг елочки. Снегири и белки, кстати, ее главные друзья. Последних она даже иногда кормит конфетами, хоть это и вредно.
Нет, выпускались, конечно, и такие открытки, где внучка Деда Мороза чем-то занята. Но не всегда осмысленно. Чаще всего она разносила письма: когда людям, а когда и пингвинам на Южный полюс, а то им там почитать совсем нечего. Или, например, садилась за прялку. Прямо в лесу, на сугроб...
Но на нашей любимой открытке юная Снегурочка добралась-таки до праздничной елки и там, стоя на табуретке, играет на контрабасе. Смычком! Ну, или это все же виолончель, но тогда рост волшебницы не должен превышать… 70 см. Маловато будет, нет?
В общем, мы считаем, что это несправедливо, когда о главной новогодней героине до сих пор судят по внешности, а не по поступкам. И это с таким эпичным началом! Образ Снегурочки, может, и раскрыт, а вот потенциал — нет. И пока мы еще обмениваемся открытками, хочется обратиться к художникам: пожалуйста, займите девушку настоящим делом!
Кстати
Хотите свое исследование? Приходите на выставку новогодних ретро-открыток в центр по работе с населением «Исток» (ул. Мирная, 16, тел. 33-56-32).