Свои ботинки не жмут патриота
logo

Темы номера

Свои ботинки не жмут патриота

Существует ли в Хабаровске легкая промышленность?

Ответ как таковой получится неоднозначным. Официально менее процента продукции — своя. Сколько модниц обшивают граждан на дому — одному богу известно. Но факт остается фактом: в промышленных объемах товары не производятся. Пять заявивших о себе компаний в основном предлагают готовые зарубежные изделия.

Тоска по конвейеру

В ход идут стилизованные под меснтые бренды дешевые китайские товары. Если честно, не будь этого ширпотреба, ходили бы голыми и разутыми. Недавно специалисты сделали убийственный расклад для отрасли. Пошив пиджачка для мальчишки-пятиклассника на фабричном конвейере занимает 30 минут. Дома, на бытовой машинке, — не менее 6 часов. В первом случае себестоимость изделия 1 800 руб., во втором — около 3 тыс. Китайцы предложат пиджачок за тысячу с хвостиком. Производитель разорится или уходийдет в тень.

Такая конкуренция, конечно, на руку родителям, но предпринимателя топит. Думается, ТОСЭР «Хабаровск» может сослужить здесь добрую службу. В технопарке «Авангард» предлагают готовые секции для развития производства. Действуют льготы и преференции. Заходи, работай. То же самое в технопарке на базе Хабаровского завода строительной керамики.

Специалисты занялись подсчетами. Если китайцы используют сырье не самого высокого качества и тарифы у них ниже наших, технопарк, входящий в ТОСЭР, вполне способен уравнять возможности. Это не пустые слова. Российская обувь начинает теснить китайский и турецкий ширпотреб. В будущем году отрасль обует 30 миллионов россиян. Столько пар будет выпущено в рамках импортозамещения. На это настроены 20 крупных компаний, их объемы растут из года в год. Заметьте, обувь недорогая, рассчитанная на все возрастные группы. Поле продаж — региональные рынки и базары. В крупные торговые сети не пробиться.

И немудрено. На 81,4 процента они фактически принадлежат иностранцам. Импорт «гуляет» по полкам. Его доля на отечественном рынке одежды более 75 процентов, обуви — более 80. Так что начинать придется с двух сторон. Привести в чувство торговлю и заняться снижением затрат в отрасли.       

Второе направление — решить проблему с сырьевой базой. Какой смысл закупать искусственную кожу в Китае и Турции? Главное — задействовать свои резервы и возможности, как это уже сделано в дизайне, успешном производстве подошвы. Иностранных конкурентов надо потеснить. Причем, как убеждают продвинутые предприниматели, не стоит ждать постоянной социальной поддержки от государства, что делает сегодня большинство представителей отрасли, а мыслить современными категориями. Тем более что поддержка уже есть. Минпромторг страны ввел временный запрет на вывоз необработанной кожи за пределы России.

Кстати

20 крупных российских компаний намерены перекрыть поток в страну зарубежной обуви. В будущем году они выпустят 30 миллионов пар элегантных обновок для представителей разных возрастов.

Давайте шить припеваючи

Предпринимателям придется засучить рукава и взяться за качество, развивать производство собственного сырья. Но и этого мало. Многого добьемся, если поднимем чувство национальной гордости по отношению к продукции отечественной легкой промышленности. К этому понадобится ни много ни мало восстановить покупательскую способность населения. «Да» должен сказать массовый потребитель. Тем более что более 54 процентов некачественного барахла на наших прилавках — импортное.

Под мировые бренды косят производители женской одежды, обуви, текстиля, белья. Страна стала рынком сбыта откровенного хлама. Своего-то нет! Шьется одна юбка на 25 женщин, полупальто — на 65, одно пальто-полупальто на 500 мужчин, пиджак на 70 и рубашка на 20. Стыдно! Когда в карманах населения негусто, спрос на подделки есть, и он велик. На маркировку люди не смотрят, поскольку она либо отсутствует, либо не соответствует действительности, и этим пользуются китайцы, способные шить любые вещи, как откровенное барахло, так и очень качественные изделия. К примеру, легендарные кеды, которые китайцы делают практически вручную, в мире выше всех похвал. Но малому торговому бизнесу и его потребителям такая продукция не всегда по карману. На «Армани» у нас денег негусто. Известные мировые сетевые бренды одежды и обуви выживают в основном за счет распродаж.

И все-таки почему тормозится импортозамещение в легкой промышленности? Владелица собственного производства Ольга Косец считает главной причиной отсутствие сырьевой базы. Ткани, нитки, пуговицы, флизелин, синтепон и даже швейное оборудование на 95 процентов производится за рубежом, закупается за валюту. Проблема — удержать себестоимость. Помощник в реализации — индивидуальный предприниматель. Сегодня на месте рынков строят торговые центры, подмяли малую торговлю, козыряют федеральными и мировыми брендами. А толку? Поддерживают зарубежного производителя.

Еще одна напасть на отрасль. Около 80 процентов потребляемых в стране синтетических тканей — импортные. Практически половину поставляет Китай. Есть программа — переломить ситуацию в ближайшей перспективе, заменив до 50 процентов импортных синтетических волокон. Сырья достаточно, прогнозирует президент Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров. Сегодня есть все возможности производить синтетические волокна по низкой себестоимости, что сделает ввоз импорта нерентабельным, дать старт производству инновационных тканей. Есть результаты. Если в 2014 году доля отечественного трикотажного полотна составляла  4 процента, то по итогам 2016 года она достигла уже 12.

Современные синтетические волокна и ткани по своим характеристикам не только не уступают натуральным, но по многим параметрам и превосходят их. Это будущее, которое наступает уже сегодня. Главное его поддержать и помнить: надеваешь обновку с чужого плеча — кормишь другую страну.

Петр МАЗУР

 

 

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)