Темы номера
Переход экономики на «цифру» сравнивают с электрификацией, отождествляют с нефтью. В любом случае это вопрос национальной безопасности.
Новый технологический цикл уже наступил. Как изменится наша жизнь, что принесет региону и городу правительственная программа по переходу к цифровой экономике?
Технология без границ
Оглянуться не успели, а такое ощущение, будто по уши в «цифре». Сосед возмущается: дескать, захожу в аптеку, возле четырех касс почти пусто, а мне говорят, возьмите квиток, у нас электронная очередь. Показуха…
Нет, это вектор судьбы. Нас как омут захватывает новый уклад. «Цифра» течет по жилам, вторгается в нашу жизнь, чтобы сделать ее лучше, честнее. Электронные трудовая книжка, запись к врачу, оформление земельного участка… Эти и другие моменты, конечно, важны. Но за ними следуют более масштабные вещи.
К примеру, внедрение цифровых транспортно-торговых накладных влечет за собой полную перестройку логистики, смену бизнес-модели. Или такой пример. Распределение рыбоводных участков Дальнего Востока через специализированный интернет-ресурс по аналогии с «дальневосточным гектаром». Индивидуальный предприниматель либо хозяйствующий субъект могут запросто зайти на сайт, выбрать участок и побороться за него на открытом аукционе. Никаких предпочтений, кроме экономики, не существует, отметил глава Минвостокразвития Александр Галушка.
Еще пример. Дальневосточная генерирующая компания открыла на своем сайте онлайн-кабинет по технологическому присоединению к системам теплоснабжения. Не надо обивать пороги кабинетов. «Цифра» работает надежно, прозрачно, в режиме одного окна.
Цифровая технология ляжет в основу системы беспилотной транспортной авиации на Дальнем Востоке. По словам генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Сергея Короткова, стартовыми площадками для проекта могут быть территории опережающего социально-экономического развития. Использование беспилотной авиации на Дальнем Востоке станет экспериментальным проектом и может явиться основой для создания современной логистической инфраструктуры макрорегиона.
А может ли цифровая технология по-настоящему перевернуть наш быт? Запросто. К примеру, сектор ЖКХ давно считается чересчур прожорливым. Много посредников, их никудышная платежная дисциплина, хотя население в большинстве своем исправно рассчитывается за услуги. Решено начать с электроэнергетики. Именно этот рынок хотят перевести на технологию блокчейн и дать возможность потребителю напрямую закупать энергию у производителя вместо того, чтобы получать ее из третьих рук. Потребуются умные сети, единая цепочка частников и коммерческих потребителей. Днем работают заводы, солнечная энергия, выработанная домами, продается им. Вечером предприятия закрываются, частник покупает дополнительную энергию у сети. Цифровая технология автоматически «перебрасывает» излишки туда, где они нужны. А потери в теплосетях составляют 30 процентов. Здесь и кроется снижение тарифов.
Цифровая культура становится для нас привычной. По числу пользователей Интернета Россия первая страна в Европе. Более половины получателей госуслуг выбрали онлайн-технологии. «Цифра» двигает к совершенству кадры. Изменится решительно все — социальная, образовательная, производственная сферы. «Цифра» превратит в анахронизм паутину мировых санкций. В новых технологиях трудно кого-то в чем-то ограничить.
Кстати
Программа «Цифровая экономика» подготовлена по поручению президента страны. Цель федерального проекта — организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни: в экономике, предпринимательстве, социальной сфере, госуправлении. Санкции окажутся неэффективными, поскольку новые технологии и финансовые инструменты вместе с изменением структуры международного рынка не знают границ.
Оцифрованный регион
По мнению губернатора края Вячеслава Шпорта, благодаря всероссийскому проекту «Ликвидация цифрового неравенства» в инфраструктуре связи сделан серьезный шаг. Сегодня в регионе 243 населенных пункта, в которых проживает 98 процентов населения, обеспечены доступом к Интернету. В 2010-м такую возможность имели менее половины жителей. База для программы «Цифровая экономика» создана идет цифровизация первоочередных объектов, таких как медицина, образование, «умный город», государственное управление, информационная безопасность. Эти направления, как отметил губернатор, ключевые для формирования бизнес-среды, повышения качества услуг населению.
Правда, регионы пока не вошли в систему. Нужны региональные разделы и стандарты. Здесь возможности куда шире. К примеру, располагая большими объемами лесных ресурсов, край мог бы выиграть от оцифровки их использования. Беспилотники приносят экономию по сравнению с традиционным методом более чем в десять раз.
Мимо угля и нефти
Мы говорим «цифровая экономика» — подразумеваем энергоэффективность. Эксперты считают эти понятия неразделимыми, поскольку без создания новой, более эффективной энергетики никакой цифровой экономики не может быть и в помине. Пути поиска идут мимо сжигания угля и нефти. По мнению специалистов, здесь важно обеспечить прорыв в будущее и не попасть в зависимость.
Но мы продвинуты: по динамике распространения широкополосного Интернета и беспроводных сетей Россия вышла на уровень ведущих стран. По данным Росстата, с 2010 по 2016 год доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, выросла с 48,4 процента до 74,8. Отечественные компании предлагают уникальные программные решения, которые, в том числе, применяются при создании «умных городов».
Годовой российский IT-экспорт достиг 7 млрд долл.
Завод развития — прорыв в будущее
Думается, сокровенное желание россиян, чтобы наша страна стала лидером в новой «цифровой» эпохе, осуществимо, и даже более чем. В нашем господствующем активе география, человеческие ресурсы, научные и технологические разработки и самая дешевая на сегодняшний день чистая энергия. У страны явное конкурентное преимущество, что делает ее мостом между Азией и Европой. Только РФ может реализовать идею создания энергетического «суперкольца», предполагающего связь энергосистем России, Китая, Японии, Монголии и Южной Кореи.
Но есть одно условие, убежден профессор Сергей Бодрунов: «цифра» может дать эффект только в быстро растущей экономике, хорошо подпитанной инвестициями. Подсчитано, что для перехода к цифровой экономике нужен рост не ниже мирового, а лучше на уровне 5—6 процентов. Оцифровка не может остановить или замедлить падение экономики, она способна лишь ускорить рост. И только при условии, когда есть покупатель с деньгами и продавец с товарами.
У частного бизнеса много денег, но применения они не находят. По разным причинам. Главное — мало привлекательных для вложений активов. Таланты едут заграницу, там реализуют свои идеи. Они очень нужны дома. У нас предпринимательских проектов больше, чем у других, но мало законченных. А ведь именно здесь залегает конкурентоспособность нашего бизнеса, особенно малого.
Петр МАЗУР