Темы номера
Всемирный банк и Международный валютный фонд улучшили свои прогнозы роста ВВП России. Кроме того, Россия названа среди стран, способных в ближайшие два года стать важными драйверами роста мировой экономики. Такая оценка сразу двух авторитетных международных институтов свидетельствует о том, что антироссийские санкции фактически не работают, заявляют наши экономисты.
То есть как это не работают? Очень даже работают! На нас.
В прошлом году в ООН подсчитали, что из-за ограничений и запретов экономики Евросоюза и США потеряли в два раза больше, чем российская.
Не просто инвестиции
Россия уже запустила 350 производств по программе импортозамещения. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в течение двух ближайших лет будут завершены еще 780 проектов.
В 2017 году построены десятки заводов: по производству деталей для железной дороги (Саратовская область), гофрированных полипропиленовых труб (Свердловская и Владимирская области), труб большого диаметра (Московская область), трубопроводной арматуры (Чувашия), нагревательных элементов (Владимирская область), высокоточных подшипников (Вологда), заводы по производству шин «Бриджстоун» и систем защиты для станков (Ульяновск), по глубокой обработке древесины (Хабаровский край), производство источников бесперебойного питания (Владивосток), цех по продольной резке металла (завод «Тюменьремдормаш»), на Алтайском шинном комбинате освоили выпуск самых больших шин для сельхозтехники — 2 м в диаметре.
Заработала бумажная фабрика в Тольятти, российская компания «Фаберлик» открыла в Ивановской области швейное производство, в г. Чайковском Пермского края — ткацкое производство. Во Владивостоке теперь есть фабрика по огранке алмазов.
И все это не просто здания, станки и конвейерные ленты. Это триллионы инвестиций, тысячи рабочих мест.
Кирпичи для танцующих кранов
Экономика не может существовать эффективно без большого количества предприятий мелких и средних. И их число растет в арифметической прогрессии, особенно в сфере производства товаров народного потребления.
В Московской области налажен выпуск лодок из полиэтилена под маркой «Мефодий». Правда, полиэтилен этот не совсем обычный, а трехслойный сэндвич низкой плотности. Лодка из такого материала получается непотопляемой, даже если до краев заполнится водой. Она не боится мороза, ее практически невозможно сломать, она в три раза легче алюминиевого аналога. Этак закинул на плечо и пошел себе на рыбалку. Мелочь? А приятно!
Любителям путешествий услуги предоставит «Аэрофлот», удостоенный высшего рейтинга «пять звезд» от авиационной ассоциации APEX. Ассоциация базируется в США и уже 40 лет изучает качество обслуживания пассажиров на воздушном транспорте.
На земле вас ждут газомоторные автобусы и электробусы «Волгабас» из Владимирской области. 1 200 машин ежегодно пополняют автопарки страны.
Нельзя обойти вниманием строительную отрасль, которая повсеместно заявляет об успешности своими вальсирующими строительными кранами. Чтобы они не остановились, завод «БАСФ Строительные системы» запустил в Санкт-Петербурге 3-ю производственную линию, в Белгородской области заработал крупный кирпичный завод, в Еврейской АО — линия по производству сендвич-панелей, в Смоленкой области наладили выпуск комплектующих для жалюзи, во Владимире введена первая очередь фабрики корпусной мебели. Всего не перечислишь.
Подушка влагобезопасности
Почему в Европе дороги хорошие, а у нас плохие? Такой упрек чаще всего звучит из уст отечественных критиков. Отвечаем. Во-первых, это не всегда и не везде так. Во-вторых, в Европе при строительстве дорог используют экструзионный пенополистирол. Подушка под полотном шоссе регулирует температуру и влажность участка. В Германии ремонт 1 км трассы обходится в 2 млн евро, у нас — в 850 тыс. евро. Если кто-то хочет бросить за это камень в наших дорожников, сравните площади наших стран. Пенополистирол нам не по карману, хотя кое-где его кладут-таки под полотно.
Но теперь — ура! Рыдай, Европа! Тюменские ученые нашли материал, который сделает наши дороги вечными. Это гранулированный диатомит. В природе запасы диатомита оцениваются в 1 млрд тонн, 35 процентов которых приходится на Россию. Нам хватит с лихвой. В 2017 году дороги с влагосборной прослойкой построили в Ямало-Ненецком АО, Забайкалье и Тюменской области. Результаты превзошли все ожидания.
По таким трассам без ущерба для полотна легко пройдут даже тяжелые грузовики КАМАЗы, которых, к слову, завод выпустил в этом году 39,5 тысячи.
Загибайте пальцы
Кто-то может подумать, что мы тут хвалимся своими внутренними достижениями, а между тем с нами никто не хочет дружить. Ничего подобного. Изоленты, чтобы изолировать Россию, как и предполагалось, не хватило. Нефть, газ и вооружение — далеко не все, что сегодня течет от нас за границу. Загибайте пальцы.
Уфимский завод ЕСМО, обойдя конкурентов из США и Германии, изготовил высокотехнологичный электрохимический станок для южнокорейской «Самсунг Электроникс». Он позволяет обработать металл с точностью до 0,01 мм, которая требуется, например, для производства скальпелей для глазных операций. Такие станки наша компания поставляет также в Японию и Великобританию.
В Данию отправляется российский строительный 3D-принтер ярославской компании «Спецавиа». С его помощью в Европе будет напечатан первый 3D-дом. Такие принтеры есть только в России и Китае.
Из Сибири в Индию следуют тяжелые станки, на очереди контракт для Китая.
Нашей начинкой оборудованы турецкие электробусы.
Железнодорожные скоростные колеса из Нижегородской области идут в Германию и в Эстонию, железнодорожные оси — в Болгарию, крупное вагонное литье для комплектования грузовых вагонов — в США. Туда же экспортируем комплекты сверхпрочных вагонных пружин. Так что без нас ничьи вагоны далеко не уедут.
На экспорт (кто бы мог подумать!) идет наша фармацевтика.
С Ижевского автозавода на Кубу отправляются автомобили «Лада-вест» и тепловозы из Калуги, ВАЗы в Мексику, на Украину — экскаваторы.
А электротехнический концерн Ensto перенес производство обогревателей из Финляндии в Петербург.
Все познается в сравнении
Вы, наверное, удивляетесь, почему мы не вспоминаем про Крымский мост? Да потому что это настолько эпохальная стройка, что про нее нужно писать отдельно, много и с восторгом. Весь мир в режиме реального времени наблюдал за установкой гигантской железнодорожной арки. Ее вес 6 тыс тонн, высота конструкции 35 м от уровня воды — выше, чем лондонский Биг-Бен. Скоро, уже в этом году, по мосту с берега на берег побегут машины. А пока мнение из соцсетей от американца, который назвался Monk:
«Я взял за основу наш мост, строительство которого годами освещали во всех кабельных новостных каналах. Это мост в 3,5 км из Сан-Франциско до Оклендского залива. Он был необходим для соединения двух берегов после землетрясения 1989 года. Официальное строительство началось в 2002 году, а закончилось в 2013-м. Первоначальная сметная стоимость моста составляла $250 млн, к концу она увеличилась до $ 6,5 млрд. А теперь посмотрим на грандиозное сооружение России. Длина моста 19 км (самый длинный в Европе). Он не только более чем в пять раз длиннее нашего, но и гораздо более сложный по условиям возведения и эксплуатации. Прогнозируемая стоимость составляет от $1,5 до $3,5 млрд. Строительство началось в мае 2015 года. Дорожная часть завершится в 2018-м, в 2019 году по нему пройдут и поезда. А на нашем отмывали деньги 11 лет!!!»
Такие прозорливые классики
Наш город на фоне успехов страны выглядит вполне достойно. Отчет председателя Хабаровской городской думы Сергея Савкова об итогах работы за 2017 год это подтверждает.
— Рост оборота организаций в производственной сфере составил 480 млрд руб., — доложил он. — В пищевой промышленности увеличение достигло 10 процентов, а в розничной торговле — 5,6 процента. В 2017 году продолжалась реализация 24 муниципальных программ.
Хабаровск — один из многих кирпичиков, из которых возводится сегодня новая страна. Успешная страна. И этого нам простить не могут.
В начале публикации я написала: «Россия названа среди стран, способных в ближайшие два года стать важными драйверами роста мировой экономики». Написала и задумалась: где-то я это уже видела. Ну конечно! «Золотой теленок», Илья Ильф и Евгений Петров!
Журналист Паламидов берет интервью у иностранного профессора-экономиста:
«— Я восхищен, — сказал профессор, — все строительство, которое я видел в СССР, грандиозно. Я не сомневаюсь в том, что пятилетка будет выполнена. Я об этом буду писать».
Об этом через полгода он действительно выпустил книгу, в которой на двухстах страницах доказывал, что пятилетка будет выполнена в намеченные сроки и что СССР станет одной из самых мощных индустриальных стран. А на двухсот первой странице профессор заявил, что именно по этой причине Страну Советов нужно как можно скорее уничтожить, иначе она принесет естественную гибель капиталистическому обществу.»
Об успехах в сельском хозяйстве читайте в следующих номерах «Хабаровских вестей».
Подготовила Елена ТИХОНОВА
Кстати
Из композитного полиэтилена можно изготавливать изделия для морских судов и безопасных гидросамолетов-амфибий. Такой в случае жесткой посадки и нарушения герметичности за счет полной непотопляемости сможет сохранить человеческие жизни.