Украшение профессии
logo

Темы номера

Украшение профессии

В XXI веке женщина за рулем дело обычное. Более того, с каждым годом автолюбительниц становится все больше. Но дама за рулем такси многих из нас по-прежнему приятно удивляет. Так уж сложилось в нашем обществе, что эта профессия считается мужской.

Одной из тех, кто рушит традиции и стереотипы, стала хабаровчанка Татьяна Сальникова. Не скажу, сколько ей лет, но четверть века она уже за рулем и восемь — в такси. В день на своей «Тойоте» наматывает более 200 километров. Любовь к вождению у нее с детства.

— С 9 лет отец садил меня за руль своего «Москвича», — рассказывает Татьяна. — Повзрослев и сдав на права, сменила с десяток машин: микроавтобусы, спортивные «тачки», джипы. Хотелось все попробовать.

При этом наша героиня работала в разных сферах: на производстве, в торговле и т.д., но желание больше колесить по дорогам ее не оставляло.

— Мне дико не хватало руля, — с огоньком в глазах признается автоледи. — Обычные поездки на работу и домой меня совершенно не удовлетворяли. И вот в один прекрасный момент я просто написала заявление на увольнение в организации, где работала заместителем директора, и подалась в таксисты. Муж был категорически против, но меня уже ничто не могло остановить! К тому же тогда извозчики прилично зарабатывали, и он, в конце концов, смирился, но запретил самой под капотом возиться, сказал: «Ты женщина и не должна заниматься ремонтом. У тебя есть я». Отговаривать его не стала, хотя поначалу хотела научится разбираться во всех узлах и агрегатах автомобиля.

Обратная сторона руля

По словам Татьяны, как и в любой профессии, работа в такси имеет две стороны медали. С одной — романтика дороги, скорость, общение с хорошими людьми, с другой — неизвестно, кто станет твоим следующим пассажиром и что у него на уме.

— Было время, когда я и по ночам работала. Плюс — дороги пустые. Минус — неадекватных личностей больше. Везешь такого, а у самой сердце в пятки уходит, только и думаешь: поскорей бы его довезти и высадить. Старалась их «заговаривать». Первая начинала болтать о чем-то хорошем, пока едем. Нападений на меня, слава богу, не было, но неприятные ситуации возникали. Забрала как-то из бани трех мужчин. Все пьяные. Один стал вести себя очень агрессивно. Понаслушалась я тогда и угроз, и оскорблений в свой адрес. Было страшно, но, слава богу, все обошлось. А однажды ко мне девушка молодая вся в слезах завалилась. Рыдает, остановить невозможно. Оказалось, ее только что изнасиловали. Говорю ей: давай в полицию отвезу, она ни в какую. Я такого страха и отчаяния в глазах человека никогда не видела! В общем, как смогла, успокоила, домой отвезла. Как ее жизнь дальше сложилась, не знаю.

К собственной безопасности Татьяна относится с удивительной легкостью и даже беспечностью.

— Раньше с собой газовый баллончик возила, а теперь по ночам не работаю, видимо, расслабилась, — с улыбкой говорит собеседница.

Тонкости души и подарки

В свое время Татьяна Сальникова училась на психолога и, как показало время, за баранкой эти навыки совсем не лишние.

— Многим хочется просто выговориться, а не с кем, — подмечает таксистка. — Для меня это не в тягость, люблю и умею слушать, могу совет дать и добрым словом поддержать. Однажды подвозила парня лет 30-ти. Тяжело ему на душе было. Не мог никак определиться: с женой ему оставаться или к любовнице уйти. Поговорили с ним. В итоге живет и счастлив. Еще один после первой поездки так обрадовался появлению человека, который его выслушает, что стал постоянным клиентом. При этом ехать никуда не надо было. Он платил за час поездки, садился в машину и говорил, говорил, говорил, однажды я с ним так пять часов просидела. Заработала 5 тысяч рублей, не проехав и метра. При этом от него ни разу и намека не было на что-то неприличное. Сейчас знаю, что девушку себе нашел. Вроде нормально живут.

По словам Татьяны, чего ей только за восемь лет в такси не дарили благодарные пассажиры: конфеты и шоколадки, шампанское и кофе, оплетку на руль, автомобильный трос и т.д.

Приветливую, улыбчивую женщину-таксиста клиент обманул, не заплатив, лишь однажды. После поездки девушка пообещала вынести деньги, зашла в политеновскую общагу, да так и пропала. Но верить людям Татьяна не перестала. По-прежнему не берет деньги вперед, говорит: «Это ведь показывает недоверие к человеку. Неудобно мне так поступать, стыдно».

Как оказалось, работа в такси дает информацию о состоянии дел в обществе не только в социальном, но и в экономическом ракурсе.

— Люди перестали оставлять сдачу, — делится своими наблюдениями Татьяна Сальникова. — Забирают все до копеечки. Раньше такого не было. Может, это звучит удивительно, но щедрыми остались только… пенсионеры. Да, да, лишь от них в последнее время слышу: «Сдачи не надо!». Но я все равно отдаю, не могу по-другому.

В среднем за месяц зарабатывает около 50 тыс. руб. С этих денег нужно в течение следующих 30 дней заправляться и при необходимости ремонтироваться.

— Цены на услуги такси за последние восемь лет упали почти вдвое при том, что жизнь постоянно дорожает! Сейчас на работе держит только более или менее свободный график и любовь к дороге.

Все познается в сравнении

Летом 2016-го Татьяна с мужем переехали в Краснодар. Вопрос выбора транспорта даже не стоял: поехали каждый на своей машине. Исколесили полстраны, год прожили в южном городе и вернулись обратно.

— Верно говорят: все познается в сравнении. Пока жила в Хабаровске — была недовольна нашими дорогами. Теперь мне есть с чем сравнивать. Была «на колесах» во многих городах страны и хочу сказать: по сравнению с теми же краснодарскими или волгоградскими хабаровские просто замечательные! А наши пробки вообще «детский лепет» в отличие от заторов во многих других городах. Пока живешь здесь, этого не замечаешь. Не говоря уже о культуре вождения. По крайне мере, по сравнению с югом России наши автолюбители выглядят очень примерными. Так что сейчас ездить по Хабаровску для меня одно удовольствие.

Максим КРЯЖЕВ, фото автора

Кстати

Андрей Никонов, депутат Хабаровской городской думы: «Профессия таксиста действительно стала рискованной. Случаи нападения происходят достаточно часто. Чтобы хоть как то обезопасить водителя считаю необходимым предпринять ряд мер. В частности оборудовать кресло специальной перегородкой от поясницы до самого потолка автомобиля, чтобы защитить туловище, шею и голову водителя. Во-вторых установить в машинах тревожную кнопку, сигнал от которой  поступал бы сразу в несколько структур: оператору фирмы, полиции и (или) частному охранному агентству. На мой взгляд, это поможет сделать труд таксистов более безопасным».

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)