Темы номера
Президент страны подписал указ об основных направлениях конкуренции, утвердил национальный план ее развития с 2018 по 2020 годы.
Поскольку глобальные технологические перемены начинают господствовать в четвертой промышленной революции, главной становится задача соответствовать новым вызовам, искать золотую жилу, выдерживать жесткую конкуренцию на внешних и внутреннем рынках.
Жить среди драконов
Главное в документе — поддержка малого и среднего бизнеса, дополнительные меры по антимонопольному регулированию. В указ заложены «гены» ожившей экономики, прицел на устойчивый рост производительности труда, улучшение делового климата. Власть настроена секвестировать долю государства во всех конкурентных сферах, создавать равные условия экономической деятельности.
Быть конкурентными игроками производителям Дальнего Востока совсем не просто. Вокруг стремительно растущие экономические драконы: Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур, Малайзия. Палец в рот не клади. Да и все азиатское инвестиционное пространство чрезвычайно конкурентно. Финансовые потоки достаточно мобильны, люди вкладывают деньги не туда, куда мы хотим, а туда, где выгоднее.
Растем, конечно, и мы. Годовой дальневосточный индекс строительства поднялся до 117 процентов, индекс прироста инвестиций — до 110 процентов. Нас зауважали, с нами стали считаться.
Процесс поддержали рядовые граждане. За последние три года россияне отказались от многих импортных продуктов и помогли рублем отечественным производителям. Втрое снизилась доля зарубежных товаров в сетях. В продаже почти 80 процентов продукции под брендом «Сделано в России». Базовые отечественные продукты заняли 95 процентов. 35 процентов ассортимента — товары региональных производителей. Эксперты уверены: благодаря конкуренции с зарубежными производителями импортозамещение состоялось.
Примеров, когда конкуренция хабаровских производителей помогает завоевывать внутренний и зарубежные рынки, немало. Один из ярких в этом отношении резидентов ТОСЭР «Хабаровск» — завод по производству теплоизоляционных материалов группы «ТехноНиколь». Под этим брендом предприятие прорубило окно на рынок Поднебесной. Да так удачно, что вытеснило из нашей строительной индустрии китайские аналоги и вышло с более качественной продукцией к соседям.
Еще пример. Компания «Прада промфильтр» закупила импортное оборудование, стала резидентом ТОСЭР и начала производить автомобильные фильтры. Предприятие выдержало конкуренцию на дальневосточном рынке и готовится к экспортным поставкам.
Эффект «цифры»
Главные конкурентные ворота в новые азиатские рынки нынче как бы открываются с другой стороны. Цифровая экономика вторгается в нашу жизнь и ставит ее с ног на голову. Судите сами. Десять лет назад новый автомобиль мог проектироваться 5—7 лет. Сегодня на это уходит меньше года.
Автомобильная промышленность на пороге заманчивого события, которое во многом определит ее будущее. В конкурентном запале Институт передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого готовится представить автомобиль, спроектированный практически без участия человека. Заданы лишь потребительские свойства. Разработанный учеными искусственный интеллект все делает сам.
«Цифра» берет на себя гигантскую нагрузку. В одном автомобиле свыше 200 материалов, 40 тысяч параметров, связанных с поведением механизмов, материалов, с технологиями производства. Следом появляется проект первой в индустрии моды цифровой «Фабрики будущего». При помощи 3D-модели за месяц можно создать тысячи коллекций. Цифровая фабрика вдвое снижает затраты на производство, в разы сокращает время вывода на рынок новой модели. А прибыль может составить от 10 до 50 процентов.
Цифровые технологии и умные фабрики буквально перевернули наше представление о конкуренции. Теперь она жестко настраивает на современные мобильные производства. Уходят времена, когда нас запросто и за небольшие деньги одевали китайцы. Как шагреневая кожа сжимаются территории с дешевой рабочей силой. Высокопрофессиональная китайская швея получает от 700 до 1 000 долларов в месяц. Запад возвращает домой производство. Дорого.
Век технологий
В этой непростой конкурентной ситуации страна стремится выйти на лидирующие позиции в мире. С помощью супертехнологий наши умельцы начинают прибирать к рукам очень важные сегменты мирового рынка. К примеру, конек отечественной легкой промышленности — одежда для супергероев. Арктический термозащитный костюм держит комфорт даже при температуре — 70 градусов Цельсия. Спецовка сварщика не боится капель расплавленного металла. Спецодежду лесоруба из защитной ткани не в состоянии разрезать бензопила. По ряду подобных проектов нам практически нет равных.
Благодаря конкуренции контуры новой цифровой экономики выстраиваются на глазах. Мировое соперничество затягивает лучшие умы человечества. Желание сделать открытие в медицине заводит и увлекает весь мировой пул работающих в этой области ученых. Идет поиск препаратов для лечения сложнейших болезней. Наши специалисты в тренде. Созданы новые виды томографов, выявляющих онкологию на самой ранней стадии, не уступающие лучшим мировым образцам. Разработан и уже используется в клиниках комплекс протонной терапии для лечения рака, не имеющий аналогов в мире. Технологическое движение приводит «в чувство» всю отрасль. Утвержденная правительством страны «дорожная карта» по развитию здоровой конкуренции в здравоохранении предполагает вывод на рынок новых препаратов для увеличения ассортимента и снижения цен на лекарства в аптеках. Молодые ученые продолжают мечту выдающегося ученого Гинзбурга — получить сверхпроводимость при комнатной температуре и, по некоторым данным, уже в полушаге от цели.
Сколково в Хабаровске?
Конкуренция сколачивает таланты на высокотехнологичных центрах типа Кремниевой долины, Сколково. Кстати, недалеко от Минска есть свое Сколково, на территории которого рвут технологические подметки свыше 300 инновационных компаний. Заметьте, Республика Беларусь не потратила на них ни одного «зайчика».
Продвинутых земляков это задело. Известный хабаровский предприниматель Алексей Коломеец загорелся мечтой сделать в Хабаровске свою Кремниевую долину, где должны править бал компании мирового уровня, продающие продукт за границу. По его замыслу дальневосточная столица должна стать одним из центров IT-индустрии.
Загорелся — делает. Подбирает коллектив подающих большие надежды программистов. Начал с запуска продукта под названием TV-контролер. Программа ищет телевизионные ролики в эфире, отслеживает где и в какое время они демонстрировались и насколько это соответствует медиаплану. Столь объемного и доступного по цене регулятора на рынке еще не было, Получилось, что бизнесмен решал проблему рекламной отдачи своей строительной фирмы, а вышел на масштабное направление IT-индустрии и возможность продвигать технологию в другие страны. Новый возможный продукт — уникальный сайт погоды, предполагающий самый точный прогноз на основе временного анализа.
Еще одна приятная весть. Назван четвертый резидент фонда «Сколково» в Хабаровске и первый в сфере IT- технологий. Высокий статус получила молодая компания «Hotеead», разрабатывающая решения в сфере облачной телефонии. Ее сервис помогает в сжатые сроки телефонизировать любое предприятие, приобрести телефонные номера более, чем в 100 городах страны, получить ответы на важные для любого бизнеса вопросы.
Вот так, небольшими шагами, через мечту о собственной компании как части мирового рынка, в конкурентном запале можно дойти и до своей Кремниевой долины.
Петр МАЗУР