Главный по «скокам»
logo

Темы номера

Главный по «скокам»

Водительский стаж Владимира Сарайкина приближается к  золотому юбилею.

Последние 18 лет он управляет фрезой. И не потому, что захотел вдруг освоить новую для себя технику. Когда пришел устраиваться на работу водителем самосвала, не оказалось свободных машин, и ему предложили стать машинистом фрезы. Без раздумий Сарайкин согласился и ни разу не пожалел о своем решении.

Выбор из детства

— В выпускных классах все мальчишки вместо трудов осваивали автодело, — вспоминает Владимир Александрович. — За два года мы так дотошно изучили теорию, что, когда дело дошло до практики, казалось, что машину знаем как свои пять пальцев. Вместе с аттестатом нам всем вручили пахнущие типографской краской права, в которых стояли заветные категории В и С.

Поэтому и выбор у вяземских пацанов оказался очень простым: почти все они стали водителями. За баранку  «пазика»  сел и Владимир  Сарайкин. Так бы и занимался он перевозкой пассажиров по небольшому городку, но товарищ позвал в Хабаровск.

Пропуск и ордер

— Добра к тому времени я большого не нажил, так что собрался и поехал, — улыбается Владимир Александрович. — Пришел через день на кирпичный завод № 2, где требовались водители. Не поверите, но мне вместе с пропуском выдали ордер на квартиру. В то время на предприятиях, где мало платили, именно такая существовала практика. А через два года однушку поменяли на двушку, потому что у меня появилась семья. Когда завод в конце восьмидесятых стал разваливаться, пришлось искать другую работу. Нашлась она в ДРСУ-2, а когда и там стало туго, перешел в нынешний «Дорожник». Правда, тогда предприятие называлось МУП «Центр». Но занималось оно исключительно ремонтом автомагистралей, и ничего с тех пор не изменилось.

Его знакомство с фрезой состоялось в первую трудовую неделю. Напарник все подробно объяснил и показал, как управлять рычагами и миниатюрным рулем. Странным казалось, что нет привычной кабины, что надо успевать смотреть не только за длинным носом машины, но и  постоянно оглядываться назад, где крепится стрела с транспортерной лентой, по которой поднимается  вырезанный асфальт.

— Рулевая площадка маленькая, и мы вдвоем там с трудом помещались, — вздыхает Владимир Александрович. — Вынужденные неудобства терпели, а иначе и не освоишь эту технику. Без практики никак. Через неделю на улицу Карла Маркса, где как раз шел ремонт, выехал один. Резал асфальт спокойно и оставил за собой вполне приличную и ровную выемку. По крайней мере, замечания мне никто не сделал, наоборот, похвалили. Через какое-то время на предприятие пришла новая фреза, и я пересел на нее.

 К сезону  всегда готов

Эта техника летом всегда нарасхват, ведь дорог строится и ремонтируется все больше. Вот и прошедший год это подтвердил, приходилось работать весь световой день.

— Больше всего запомнились улицы  Даниловского и Руднева, — приводит пример Владимир Александрович. — Их пришлось вырезать почти полностью. Масштабы, конечно впечатляют. Запомнилась и улица Краснореченская. Там фреза буквально вгрызалась в старый асфальт, который вынимали на глубину 60 см. Такие параметры для машины за один раз  невозможны, поэтому приходилось по одному и тому же участку проходить дважды, а то и трижды. Кстати, такая глубина только моей фрезе удается, а маленькая, на которой я когда-то начинал, берет не больше 10 см. Зато сделали все на совесть.

Чтобы техника никогда не подводила, Владимир Александрович заботится о ней постоянно, по звуку определяет, какая нужна помощь. Каждое утро, поднимаясь к пульту управления, говорит всегда одну и ту же фразу: «Не подведи, родная.» На дороге нештатных ситуаций и впрямь не случается. Правда, как-то раз лопнул шланг, но вынужденная остановка длилась недолго. Позвонил в гараж, и пока ему везли запасной, он уже все подготовил для замены.

Задание по отстрелу

Когда по дороге проходит фреза, автомобилисты тут же снижают скорость. Если машинист опытный, как Сарайкин, он обязательно сделает «скок» пологим, а не под углом в 90 градусов. И воду, если вдруг прошел дождик, выгонять ручным пылесосом из такой выемки удобнее.

— Надо уметь читать ту информацию, которую нам оставляют на бордюрах, — считает Владимир Александрович. — Прошел изыскатель, отстрелял нивелиром весь участок, который надо порезать, записал размеры: здесь глубина 20 см, следующий участок только 10, а дальше нож нужно поднять. Чтобы выполнить задание, его нужно заложить в компьютерную программу. А он уже настраивает механизм на нужные параметры. Мне остается только руль покручивать слегка, чтобы машина шла плавно, медленно и ровно…

Через месяц начинается у Сарайкина и его коллег по предприятию горячая пора: предстоит такой ремонт автомагистралей, какого в Хабаровске еще никогда не выполняли. Удачи вам, Владимир Александрович!

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)