Темы номера
О чем писать, чтобы не отпугнуть читателей, а, наоборот, побудить их раскошелиться на подписку или, на крайний случай, на регулярную покупку газет? Как победить современным СМИ в жесткой конкурентной борьбе? Об этом и не только два дня кряду спорили журналисты и блогеры со всей России.
Не сусликом единым
Медиафорум начался с пленарной дискуссии, которая должна была развеять все сомнения в заявленной теме. Дальний Восток в приоритете — и точка!
Тон сразу задал губернатор Вячеслав Шпорт, сказавший, что накануне дважды посмотрел хоккей, где сборная России обыграла команду Германии:
— Вот и мы так же должны биться, как наши хоккеисты!
С позитивного настроя главу региона не сбил даже вопрос про зарплату (не губернаторскую, а рядового жителя края) и что делать с теми, кого не устраивает ее размер.
— Недовольных сразу в СМИ тиражируют, — пожурил Вячеслав Иванович собравшихся. — Когда хорошо и зарплату поднимают, кто про это сюжет снимет? Возьмите для примера программу по «дальневосточному гектару». Ведь это отличная возможность для людей. А что мы видим в Интернете? Суслика, который кричит: «У-у-у-у-у-у!» А надо бы ему продолжить: «У-у-у-у-у-у, как хорошо!»
Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин губернатора поддержал и добавил, что любому журналисту «плач Ярославны» милее позитивных новостей. С наставлениями делать больше радостных и теплых публикаций участники форума разошлись по сессиям.
Региональная мечта
Утро федеральных новостных агентств начинается с просмотра региональных сводок. Если в городе не произошло пожаров, убийств, ДТП с пострадавшими или еще какой-нибудь беды, это повод про него на время забыть. Как же быть местным СМИ в тренде, коли ничего не стряслось? Ведь им так хочется попасть со своими новостями на федеральные каналы! По крайней мере, в этом нас пытались убедить на мастер-классе по деланию новостей столичные коллеги.
А теперь вспомните, какие эмоции вызывают у вас фразы: «Понимаете, я же с Москвой работаю» или «У нас все через Москву»? Так и хочется, как тому гектарному суслику, сочувственно протянуть: «У-у-у-у-у!» Ну и к чему нам стремиться покорять Первопрестольную? Нас и здесь неплохо читают!
Первый же спикер сразу настроил коллег против себя, заявив, что им, федералам, постоянно приходится переписывать материалы младших братьев из региональных издательств и выискивать в них информационные поводы. Ибо сами авторы разглядеть их не в силах и вообще к своим властям относятся некритично. И, кстати, совершенно напрасно. Если могли бы посмотреть со стороны да непредвзято, как открылось бы нашему взору много интересного. В том числе интересного для старших товарищей.
— Хороший актер мечтает сыграть Гамлета, а вы должны мечтать попасть в федеральную прессу, — провели аналогию на одной из сессий под недовольное ворчание слушателей.
А попасть туда, по мнению спикеров, может любое издание, если в нем работают амбициозные люди, которые умеют получать кайф от своей деятельности. Правда, эти самые люди должны понимать, что на более высоком уровне не удастся продержаться долго, рассказывая о повседневном. Исключение — недавняя история дружбы козла и тигра, прогремевшая на всю страну.
— Меня это потрясло, — признается Ольга Меркулова, управляющий директор EastRussia. — Кто-то вел прямую трансляцию из вольера Тимура и Амура, и это было востребовано!
Дай шесть!
— Когда я работал на Пятом канале, мы попробовали реализовать проект из региональных новостей, — поделился Федор Гаврилов, шеф-редактор региональных лент РБК. — Он не сработал, потому что региональные корреспонденты понесли в штаб Пятого канала всякую всячину: где-то ребенок с шестью пальцами родился, где-то гриб вырос в 4 кг. Паноптикум! К тому же это плохо смотрели.
Под конец сессии старшие товарищи все же признали: в регионах трудятся профессионалы, и пожелали держать уровень и не скатываться до глупых видях или до вкрапления мата в тексты. Да, это собирает миллионы просмотров, но журналистская честь стоит дороже.
Пациент скорее жив
Как же существовать традиционным газетам в мире, где все оценивается лайками и просмотрами? Об этом шла речь на дискуссии «Есть ли будущее у современных печатных СМИ?».
Главред «Московского комсомольца» Павел Гусев заверил — эпитафии газетам сочинять рано. По его словам, у молодежи снова становится модно читать периодику. А журналистам надо переформатироваться и уметь выдавать тексты как для бумажной версии издания, так и для электронной. На просторах Интернета ловить своего читателя, приманивать конкурсами, яркими анонсами и отсылать его к газете.
Печатные СМИ должны пустить в социальные сети. Кстати, у «Хабаровских вестей» есть странички и группы в соцсетях. Попасть в них легко: кнопки для перехода размещены в шапке нашего сайта khab-vesti.ru. Заходите, будем рады видеть вас в друзьях и подписчиках!
..., ... и ...
Но Сеть — среда не всегда дружелюбная, иногда здесь происходят настоящие войны. Ведь с помощью одного поста в соцсети, подхваченного тысячами пользователей, можно уничтожить репутацию целой компании. О тонкостях «боевых» действий на просторах Рунета присутствующим рассказал эксперт-практик, основатель агентства «Социальные Сети», соучредитель SNMG Денис Терехов. Спикер, надо сказать, весьма экспрессивный. Неудивительно, что свое выступление он превратил в своеобразный стендап, а зрительный зал регулярно взрывался раскатистым смехом.
Дословно передать некоторые слова Дениса Терехова в газете мы не можем. Если сильно захотите, повторим при личной встрече с глазу на глаз. Но именно эти слова, по его заверению, лучше использовать, коли ты собрался развязать войну в Интернете. Как говорится, все средства хороши. Но все же основное и самое действенное оружие бойца интернет-фронтов — правда.
— Сейчас быть этичным — это не вопрос этики, извините за тавтологию. Сейчас это вопрос бизнеса, то есть не врать — это выгодно. В принципе, можно расходиться после этого тезиса, — заключил Денис Терехов.
Печенье в поезде
Практическим опытом работы в соцсетях поделился известный блогер и предприниматель Илья Варламов. Тот самый, кто сравнивал Хабаровск и Владивосток. Результат, напомним, оказался не в пользу столицы Приморья. Этот вывод он повторил и здесь, отвечая на один из вопросов. Тем самым вызвал негодование гостей из портового города. Но это все лирика. Заниматься самолюбованием мы не станем и перейдем к практическим аспектам. Сегодня, по словам Варламова, в сети идет жесткая конкуренция за главный ресурс — внимание пользователя. Инструментов распространения информации с развитием Интернета стало много. Спикер сравнил их с поездами, стоящими на путях. Если угадать и сесть в правильный вагон, то можно надеяться на успех в будущем. Ну а создавать хороший материал и уповать на то, что он выстрелит сам по себе, — дело наивное.
— Ваш качественный контент не нужен никому, — говорит Илья Варламов. — Представьте, что вы умеете делать очень вкусное печенье. Друзья, родители, коллеги его нахваливают, и вы решаете создать фирму, чтобы продавать свое творенье в промышленных масштабах. Делаете первую партию, идете в магазин и вдруг понимаете, что ваше печенье не востребовано. На прилавке какое-нибудь «Орео» или «Юбилейное». И пусть это не так вкусно, все равно на полках будут стоять они, а не вы. Почему? Потому что надо не только производить, но и, что более важно, уметь продавать.
Это, сынок, не фантастика!
«Классический пример коммуникативного капиталиста, который конвертирует цифровой труд в реальную прибыль», —такое витиеватое определение дал Илье Варламову заведующий кафедрой связей с общественностью СПбГУ, доктор социологических наук Дмитрий Гавра. При этом ученый предрек скорую битву за офлайн, когда живое общение станет куда более ценным, нежели толки в сетях. Это станет уделом элиты, если угодно. Ну а в цифровой сфере живых журналистов потеснят… боты. Причем эта перспектива куда ближе, чем кажется.
— Робот-журналист — это сегодня нормальная единица в структуре очень многих редакций, — сказал Дмитрий Гавра.
Невольно возникает ощущение, что те фильмы в жанре фантастики, где искусственный интеллект захватывает Землю, не такие уж и фантастичные.
Один в поле воин
Знаковым спикером медиафорума стал военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный. Российскому зрителю он хорошо знаком по сюжетам из горячих точек: Афганистана, Ирака, Сирии, Украины. В кадре он почти всегда предстает в каске, бронежилете, вот только вместо автомата камера да микрофон — единственное оружие профессионального журналиста.
Говорит он прямо, иногда даже немного сурово. Сразу устанавливает условие: никаких личных вопросов, только профессиональная сфера. А вопросов много. Спрашивают и о технических тонкостях работы в условиях боевых действий, и о моральном выборе, и о подготовке к съемкам, и о целях этой работы. Кто-то из зала интересуется, как можно оставаться объективным, освещая военный конфликт.
— Если честно, вообще не верю в объективную журналистику, — неожиданно отвечает Евгений Поддубный. — Я рассказываю обо всем, что вижу, исключительно через призму собственных убеждений, принципов, воспитания, образования. Если человеку близка другая позиция, отличная от моей, я с этим никогда не буду бороться. Но когда жгут людей в Доме профсоюзов (имеются в виду события, произошедшие в мае 2014 года в Одессе, Украина. — Прим. ред.), я называю это так, а не иначе. Сколько в моих материалах пропаганды? Наверное, для моих оппонентов это все пропаганда. Для тех, кто со мной согласен, это [объективная] информация. Но совесть не позволяет мне протянуть микрофон людям, которые носят фашистскую символику.
После небольшой паузы в аудитории звучат аплодисменты…
Таким мы увидели Дальневосточный медиафорум. Не хочется давать громких определений, но вышел он действительно нескучным, насыщенным, а главное, живым. Надеемся, эта традиция будет продолжена.
Ирина ТРОЦЕНКО, Илья АВЕРИН, фото Аллы ШПАРЕЙЧУК