Темы номера
Чаще других на доску почета МУП «Дорремстрой» вывешивают фотографию водителя трала Михаила Сарапкина.
— Он достоин этого, — убежден заместитель директора Александр Осадчий. — И хотя на предприятии Михаил всего 11 лет, на деле показал, как нужно работать, чтобы на тебя равнялись. Безотказный, добросовестный, обязательный и очень ответственный.
Мечты сбываются
Родом Сарапкин из поселка Дурмин района имени Лазо. Местное население в советское время трудилось либо в Оборском леспромхозе, либо на бондарном заводе, который снабжал своей бочкотарой полстраны.
— Отец водил лесовоз по тайге, и я частенько составлял ему компанию, — рассказывает Михаил. — Поэтому к окончанию школы другой для себя профессии, кроме как шофер, и не представлял. Окончил водительские курсы и пришел на завод, где мне сначала дали старенький грузовичок. Поначалу возил снабженцев, но работа не впечатляла. Хотелось самостоятельности, романтики и, чего греха таить, славы, чтобы в коллективе заметили мои успехи.
Молодому и серьезному парню поверили и вручили ключи от КамАЗа. Прежде чем выехать в первый рейс в тайгу за лесом, Михаил тщательно проверил машину. Именно о такой он мечтал с той поры, как впервые проехал на ней с отцом. Теперь настал его черед показать, что он знает и умеет. А научился он у Сарапкина-старшего многому. Перенял и главное — не пасовать перед трудностями.
В лесу не забалуешь
В тайгу приходилось ездить за 100 км, а то и дальше, смотря где трудились вальщики. Бывало, и на деляне оставался ночевать, если долго добирался. Михаил считал, что лучше отдохнуть и пораньше выехать следующим утром, чем проскочить нужный поворот в темном лесу и блуждать потом.
— Древесину возил так называемыми пакетами, когда ствол распиливали на ровные и одинакового размера бревна, — рассказывает Михаил. — По зимнику-то хорошо ехать, а когда весенняя распутица начиналась, тут глаз да глаз за дорогой требовался. Чуть с колеи съехал, и запросто можно было завалиться набок. У меня раз такое тоже случилось. Хорошо, до деревни пара километров оставалась. Телефонов сотовых тогда и в помине не было. Ноги в руки — и пошел. В гараже на манипулятор сели, пакет краном разгрузили сначала, потом машину подняли, опять загрузили. Попыхтели тогда, но та поездка меня научила внимательности и осторожности на таежной дороге. В лесу не забалуешь. Колею в дальнейшем просчитывал на километры вперед.
Что у тебя за спиной
К 2000 году леспромхоз приказал долго жить, завод тоже, работы не стало. Сидеть у родителей на шее Сарапкин не захотел. Поехал в Хабаровск. Большой город буквально поглотил Михаила. Он искал работу и не мог определиться, чего хочет. Попробовал себя на монтаже окон, но скучал по рулю. Как-то на глаза попалось объявление, что предприятию требуются водители. Пришел и остался. Поначалу на видавшем ЗИЛе почти три года возил битумку, в которой разогревали вязкий материал для ремонта дорог, познакомился с улицами и автомагистралями.
— Когда предложили трал,я сразу согласился, — говорит Михаил. — Сначала платформу цепляли к КамАЗу, а потом купили «Исудзу», и вот мы с ним в паре уже лет пять. Общий весь машины с прицепом примерно 40 тонн и столько же каток весит или экскаватор, который везу. Управлять такой техникой, конечно, непросто, особенно в черте города, где чуть ли не каждый автомобилист так и норовит тебя обогнать и подрезать. А мне их порой и не видно даже, поэтому пусть молча радуются, что под удар 80 тонн не попали. Одних колес на трале только 24 штуки, плюс запасок штук пять вожу.
Действительно, если лопнет шина, поменять ее не минутное дело. Надо спустить технику на землю, потом поднять сам трал. Причем одним домкратом тут не обойдешься, два, а то и три, нужно. Но в черте города любая мелкая нештатная ситуация решается быстро, ведь коллеги всегда готовы помочь. Другое дело, когда приходится уезжать в командировку. А они в рабочем графике Сарапкина случаются.
Крепче за баранку держись…
— Езжу за минеральным порошком для производства асфальтобетона на цементный завод, что находится в Теплом Озере, — делится Михаил. — Вместо платформы цепляю конусную цементовозную бочку. Она вместе с кабиной тоже весит прилично — тонн двадцать. Да порошка, если под завязку насыпать, еще тонн пятьдесят добавится. И тут за спиной приличный вес, но за день почти всегда оборачиваюсь.
Этот порошок дает плотность асфальту, поэтому его на предприятии используют обязательно. И получается, что Сарапкин очень важный для МУП «Дорремстрой» водитель.
— Ну что вы, — смущенно отнекивается Михаил. — Я самый обычный шофер, правда, люблю свою профессию. А поездки далеко в удовольствие, на трассе отдыхаешь. Хотя там тоже всякое случается, бывает, что колеса подводят. Вес, жара — вот основные причины того, что они не выдерживают и лопаются. Хотя в машине стоит ограничитель скорости, больше 80 км она ехать не может. Это даже хорошо, ведь когда колесо пошло на выстрел, надо крепче руль держать, чтобы в кювет не улететь.
Бывал в такой ситуации Михаил, бывал. Тут уже бочку не разгрузишь, приходилось все 70 тонн поднимать на домкрат, чтобы поменять колесо. Как-то взял в дорогу их с собой всего два, и на тебе, оказалось маловато.
— Выручает водительское братство, — замечает Михаил. — Мужики на большегрузах всегда остановятся и помогут. На дороге без взаимовыручки нельзя.
Сегодня Михаил заканчивает ремонт сходней: тяжелая дорожная техника настолько продавила металл, что он стал почти прозрачным. Сарапкин сам себя торопит, ведь время основной работы трала уже на подходе.
Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора