Темы номера
Жизнь удивительна. В ней метрологи становятся фотографами, фотографы конструируют роботов, а роботы машут флагами и дерутся. И все это происходит в Хабаровске с одним 25-летним парнем.
Михаил Бойко берет трубку и сразу догадывается, почему я звоню. Конечно, по поводу его недавней победы в первом дальневосточном научном шоу Science Slam.
Это совершенно новый формат: молодой ученый должен представить свой проект неподготовленным зрителям так ярко и весело, чтобы они не только все поняли, но и наградили его громкими аплодисментами. И чем громче, тем больше шансов на победу. Так вот, Михаил, показавший разработанную им роботизированную руку, сорвал настоящие овации. Что, если честно, удивило меня несказанно. Нет, в обаянии магистранта ТОГУ я не сомневалась. Просто всегда знала его как… фотографа.
Берегите мозг
— Я и правда очень увлекался жанровой и репортажной съемкой, даже два года преподавал в фотостудии, но потом прекратил, — объяснил молодой человек. — А вообще-то у меня диплом по специальности «Стандартизация, сертификация и метрология в машиностроении». Я инженер-метролог.
Первый год после учебы выпускник ТОГУ старался работать по специальности: просчитывал результаты спектральных исследований в геологической лаборатории в глухой тайге, проверял датчики и системы контроля для нефтегазовой компании. И почувствовал, как начинает грустнеть душа и сохнуть мозг.
Вот тут бы взять привычный фотоаппарат, но он не стал:
— Поверьте, снимать свадьбы даже тяжелее, чем работать в тайге. Это не творчество. Знаете по-настоящему творческую профессию? Программист! Постоянно учишься, решаешь интересные задачи, делаешь что-то новое.
Так прошлой осенью Михаил оказался в магистратуре.
Змейка Рубика
А мысль о роботе-манипуляторе завладела им чуть позже, под Новый год.
— Мы с моим преподавателем Вячеславом Андреевичем Языковым как раз закончили работу над проектом, и я стал настойчиво просить что-нибудь еще, — продолжает Михаил. — Тогда он упомянул про конструкцию, над которой думал. И она так меня вдохновила, что все зимние каникулы я провел с тетрадкой, записывая идеи.
Многие наверняка помнят змейку Рубика — чудо-игрушку из треугольных призм, которая складывается хоть в сердечко, хоть в лошадь. Этот принцип, оказывается, отлично применяется в робототехнике: манипулятор может, изгибаясь, проникать в трубы и работать в тесных пространствах.
— А это уже четвертый усовершенствованный образец, — магистрант указывает на стол с механизмом. — Сейчас описываем его движения и превращаем их в алгоритмы.
Хук справа
Высокотехнологичный робот стоит на столе прямо посреди лаборатории наизготовку. Вообще-то он и впрямь напоминает игрушку: сине-желтый, веселый, напечатанный на 3D-принтере из цветного пластика. Но вот Михаил крепит мини-аккумуляторы, чтобы привести его в движение, и я вдруг понимаю, что все очень серьезно. Рука жужжит, почти сворачивается в спираль, а потом внезапно распрямляется и делает хук справа, чуть не заставив молодого инженера потерять лицо. Опасная, однако, работа!
— Вот потому этой штукой пока не стоит управлять вручную, — смеется он.
А дальше следует фокус, который привел в восторг зрителей Science Slam: прямо на моих глазах робот поднимает российский флажок и весело машет им из стороны в сторону.
— На выступлении мы делали это вместе, да еще и под музыку, — добавляет инженер. — А попал на слэм я, кстати, случайно. Формат отличный, хотел посмотреть, а не участвовать. Но мои преподаватели решили выдвинуть меня.
Что мы несем
Это весьма масштабный образовательный проект: основательница движения в России Евгения Сайко учила участников делать яркие презентации, уверенно выступать перед публикой, а главное — простым и понятным языком говорить о своей сложной работе.
— Это гораздо труднее, чем кажется, — говорит магистрант. — Нас собралось пятеро: робототехник, системный инженер, нефтехимик, авиастроитель и материаловед, все из разных областей. И первым делом нужно было объяснить суть своей разработки друг другу, в парах. И что вы думаете? Вроде бы ты все понял, начинаешь рассказывать остальным и вдруг видишь лицо напарника. А на нем написано: «Боже мой, что ты несешь?» Пришлось учиться.
Мыши-ниндзя
Сам Михаил сравнил создание своего робота-манипулятора с… выбором парня.
— На самом деле, сначала объяснял все на мышах и котах, — улыбается молодой инженер. — Допустим, в вашем доме три вида мышей: хитрые умники, шустрые ниндзя и сильные качки. Для каждого у вас есть специальный кот. Однако вскоре рядом строят АЭС, и оттуда приходит супермышь — хитрый и сильный ниндзя-умник. И, для того чтобы с ней справиться, вам нужен суперкот-три-в-одном…
Правда, экспертная комиссия из друзей и близких сочла эту забавную концепцию надуманной. То ли дело парень-три-в-одном: умный, красивый и сильный. К жизни куда ближе.
Прием сработал на все двести процентов. Теперь представьте, что для бронебойного эффекта к нему прилагалось трогательное видео, где представленный робот дает мальчику конфетку. Добавьте к этому упомянутые выше танцы с мини-флагами — и получите фееричное выступление.
Дубль два
— Кстати, в конце октября — начале ноября мы повторим слэм в Хабаровске, — обещает магистрант. — В Комсомольске-на-Амуре мероприятие было закрытым, а по правилам движения Science Slam на него может прийти кто угодно. Так что на этот раз нас сможет увидеть любой желающий.
Почему это важно? Потому что главная цель слэмов — популяризация науки. И для нее такой формат подходит идеально. Поэтому, по мнению Михаила (которое мы полностью поддерживаем), его стоило бы внедрить и в вузах, и в школах, и в учреждениях дополнительного образования.
Ведь, согласитесь, если бы преподаватели хотя бы иногда готовились к занятиям таким образом, они проходили бы гораздо интереснее.
Кстати
— Мы занимаемся робототехникой всего год, но заинтересованных детей очень много, — отмечает заместитель директора детско-юношеского центра «ТехноСпектр» Анна Апанасенко. — А формат очень интересный. В ноябре у нас состоится первый городской фестиваль действующих роботов, где ребята будут защищать свои проекты. Может, и правда стоит подойти к этому творчески?
Дарья УЛАНОВА, фото автора