Темы номера
О состоянии дел в транспортной отрасли, переменах и перспективах мы поговорили с начальником управления транспорта администрации Хабаровска Сергеем Суковатым.
— Первый вопрос: что с муниципальным транспортом в краевом центре? Столько было шума, когда закрывали ХПАТП № 1, в итоге автомобильные перевозки осуществляет МУП «Городской электротранспорт». Как сейчас налажена работа?
— В МУП «ГЭТ» сейчас сосредоточены маршруты, которые обслуживают автобусы, трамваи и троллейбусы. Они работают в полном объеме, закрывают все графики. Электротранспорт сегодня перевозит 13,5 процента от общего объема пассажиропотока.
Парк размещается в трех точках: троллейбусы на улице Карла Маркса, где и были, трамваи все сосредоточены в депо на ул. Краснореченской, 96, автобусы — на ул. Промышленной, 19.
Депо-2 и автоколонну «Южная» конкурсный управляющий выставил на продажу.
Что касается персонала, то неизбежно сокращение. Больше 60 процентов всех расходов составляет фонд оплаты труда, а это очень много. Сегодня в «ГЭТ» с одной работающей машины надо прокормить 8,2 человека — это нереально. Необходимо оптимизировать штатную численность, что и производится руководством в ближайшее время.
Карточный расклад
— Муниципальные автобусы пока еще не подключены к автоматизированной системе оплаты проезда. Когда они уже уберут с лобового стекла табличку: «Оплата только за наличные»?
— Терминалы от Сбербанка уже поступили. Сейчас пройдет обучение кондукторов работе на валидаторах. К концу мая терминалами безналичной оплаты будут оснащены абсолютно все автобусы. Сегодня горожане уже оценили преимущества электронной оплаты проезда: удобно, быстро и не надо таскать с собой мелочь. Большинство коммерческих перевозчиков тоже согласились перейти на такую систему. Теперь они могут видеть свои реальные доходы, контролировать их. С 12 апреля в городе начала работать программа скидок, когда каждая совершенная поездка, оплаченная по терминалу, приносит бонусы. Будем внедрять единый проездной билет и льготные карты для малоимущих семей, имеющих детей. Поездка им обойдется в 15 руб. Списки тех, кто может претендовать на такую льготу, предоставит Минсоцзащиты Хабаровского края.
— А насколько охотно пассажиры пользуются электронной оплатой?
— Сегодня около 8 процентов от общего числа оплачивают проезд безналичным способом. О популярности можно судить и по количеству проданных транспортных карт. Если в январе мы реализовали тысячу, то сейчас тысяча расходится за пару недель. На конец апреля продано больше 14 тысяч карт.
Кстати, приобрести их можно в любом транспортном средстве, где стоит значок «Транспортная карта». Также работают все прежние пункты реализации, в том числе и у нас в управлении транспорта. По коллективной заявке карты привезут вам на указанный адрес.
— Читатель поведал, как попал в неловкую ситуацию. Ехал в маршрутке, планируя рассчитаться картой на выходе, но водитель заявил, что по безналу надо было оплатить сразу, и потребовал наличные деньги. При себе налички не было, пришлось выйти под ругань водителя. Кто прав в этой ситуации?
— Пассажиры должны расплачиваться в течение одной остановки, таковы установленные правила. Касаются они и маршруток. Зашли — оплатили, получили билетик. Это ваш договор с перевозчиком на оказание услуг. В случае аварийной ситуации билет станет гарантией страховых выплат.
Мы рекомендовали всем перевозчикам разместить в маршрутках объявления, что оплата производится при входе в салон.
Вагон бежит, качается
— Много говорили о появлении в городе скоростного трамвая. Когда же помчим по рельсам?
— В идеале скоростной трамвай должен мчаться по выделенной трассе, в Хабаровске говорить о скоростном трамвае можно только в кавычках. Сегодня вагон плетется как черепаха. Средняя эксплуатационная скорость — 15 км в час, это крайне мало. Чтобы ее увеличить, надо привести в нормативное состояние путевое хозяйство, стыки сварить не через 12,5 м, а, допустим, через 70 м. Тогда этот вид транспорта станет привлекательным для пассажиров. Пока максимальную скорость до 70 км/час вагоны развивают лишь на отремонтированном участке вдоль парка им. Гагарина.
— Специалисты вашего управления регулярно отправляются на остановки и ездят по различным маршрутам. Что они мониторят?
— В первую очередь культуру обслуживания. Пассажиру должно быть комфортно в общественном транспорте. Проверяют, чтобы автобус подъезжал к бордюру, законом это не предусмотрено, но это же удобно людям: сделал шаг — и уже в салоне. Смотрим соблюдение расписания и как работает автоматизированная система оплаты проезда.
— По культуре обслуживания на что жалуются?
— Количество жалоб сократилось, по сравнению с прошлым годом. Но мы ждем и готовы всегда реагировать на обращения. Для обратной связи с пассажирами есть страница нашего управления на сайте городской администрации, где указаны все телефоны и график приема граждан. Ждем писем от горожан на электронную почту ut@khabarovskadm.ru. Приятно, когда хабаровчане не только делают замечания, но и хвалят экипажи. Вот, например, недавно пассажирка написала благодарность кондуктору автобусного маршрута № 6. Женщина обронила в салоне кошелек с большой суммой денег, а кондуктор его подобрала и отдала пассажирке в целости и сохранности.
Ждем перемен
— Когда уже пойдет автобус по улице Бойко-Павлова вниз? Сколько еще жителям Кировского преодолевать подъем до остановки «38-я школа»?
— Мы изучили там обстановку и готовы пустить автобус хоть завтра. Люди действительно просят такой маршрут. Как только разворотная площадка там появится, ее должно сделать управление дорог и внешнего благоустройства, автобус поедет по улице. Там подъем крутой, почти 900 м подниматься тяжело, а уж тем более пожилым. Думаю, люди скажут администрации спасибо. Но это не будет новый маршрут: завернем туда автобус, который должен справиться с пассажиропотоком.
— Нужны ли Хабаровску новые маршруты?
— Надо не увеличивать количество, а менять, если того требует время. Вот появилась потребность в общественном транспорте в микрорайоне Осиповка — продлили до них 71-й и сняли напряжение. Сейчас намечена реконструкция улицы Листопадной, мы попросили предусмотреть проект разворотной площадки в районе Ореховой Сопки. Там большой жилмассив. Практически все автобусы малой вместимости поменяли на средний класс. А будет нормальная разворотная площадка, можно будет туда пустить 13-й.
— Какие перемены ждут общественный транспорт в ближайшее время?
— С 1 мая транспорт перейдет на летнее расписание. Там, где на время зимы сокращалось время работы, оно будет продлено.
Ирина ТРОЦЕНКО,
фото Семена СИМОНЕНКО