Обвес с улыбкой
logo

Темы номера

Обвес с улыбкой

В минувшем году хабаровчане закупили в рознице всякой всячины на 213 млрд руб., что на 5 процентов больше, чем в предыдущем. Любопытно, сколько навара от этой суммы прилипло к рукам продавцов. Это миллионы или миллиарды?..

Товар и навар

На дверях готовящегося к открытию продуктового супермаркета объявление: «Требуются продавцы. Работавших на рынках просим не беспокоить». Недобрая слава базарных обвесов и обсчетов не выветривается веками. Помню, загулявший после ярмарки сосед хвастался отхваченными за божескую цену хромовыми сапожками. Щас обмоем! Открывает упаковку — шок. В коробке две картонки. Деревня рвала животы.

Технологии обмана теперь тоньше. Но грубость проскакивает. После проверок продавцы на рынке снова прячут весы за баночками и скляночками, а контрольные исчезли. Постоянно беру свинину в одной секции. Продавец — само обаяние. Встречает и провожает с улыбкой. Недавно преподнесла сюрприз. Дома в сумке с мясом нахожу странную вещицу — кусок олова, обтянутый свиной кожицей. Видимо, по запарке продавец положила в мою сумку «инструмент» своего добавочного благополучия. Кинул его на весы — 250 граммов. Если не за неделю, то за месяц на чушку точно наберется. Ни пахать, ни сеять…

Рыночный продавец — большой психолог. Но если посмотреть на проблему шире раскрытыми глазами, получим любопытную картину. Оказывается, в современных супермаркетах способов обмана намного больше, чем на рынках, и они изощреннее.

Обман — мина под бизнес

Есть в городе помещение, в котором четырежды открывались продуктовые магазины и по очереди закрывались, не выдерживая полугода. Из точки в точку кочевал один и тот же сценарий. Людей побуждали набирать как можно больше продуктов по принципу «зашел в магазин — и все купил». Правда, не совсем понятно, насколько безопасна современная едкая химия рядом с большой продуктовой выкладкой. Но ловушка для потребителя в другом. Посещавшая магазины-недолгожители хабаровчанка Надежда Макарова постоянно сталкивалась с одной и той же проблемой: на витрине сумма одна, а на кассе значительно выше. Попались — отговорка готова: товар пришел по новой цене, заменить не успели, нас мало и т.д.

Расчет простой: жаловаться не будут. И действительно,  покупатели возмущались, остывали, хотя их права согласно десятой статье Закона «О защите прав потребителей» попирались диким образом. Люди  стали обходить магазин стороной. Так лопался бизнес, под который была заложена мина двойного обмана.

Метровый чек

Житель города Антон Свиридов — человек небедный, принципиальный. Заезжает в супермаркет и затаривается по полной. Именно здесь, по его словам, покупателя ждет неприятность: один и тот же товар пробивается несколько раз. Проверить метровый чек у кассы не успеете при всем желании. А покинув магазин, вы уже ничего не добьетесь и никому не докажете, что лишнего не брали.

А еще вы можете оказаться в глупом положении благодаря «инновационному» мошенничеству продавца. Взяли, к примеру, пять сырков, а в большом чеке появилось десять. Трюк хитрый, без специалиста не разберешься. Стас Смоляков, большой знаток возможностей компьютерной техники, обратил внимание на листок под рукой кассира с кодом определенных продуктов. В то время, когда покупатель выкладывает товары на ленту, девушка незаметно проводит сканером по листочку. Допустим, вы тут же у кассы обнаружили подвох. Молодое создание сделает невинное лицо: дескать, сбой в компьютерной программе, ничего не поделаешь. Извините, информация о товаре предыдущего покупателя скопировалась именно в ваш чек.

Неужели все так безнадежно? Ну почему же, выход есть: не лениться и считать, разбираться с администрацией. Думается, ужесточение ответственности за обвес и обсчет не за горами. Пока штрафы мизерные: от 3 до 5 тыс. руб. торговцу в зависимости от стоимости товара, от 20 до 50 тыс. руб., если лицо юридическое.

Принципиальность — в кошельке

А еще вам могут запросто подсунуть продукты, место которым на свалке. Это тоже форма обмана. Общепризнано, что стране нужен единый реестр качества продуктов питания. Существуют ошеломляющие экспертные подсчеты. Ежегодно от пищевых отравлений в стране страдают до 40 миллионов человек. Это значит, что ваши деньги идут на оплату негодной продукции. К тому же рынок кишит фальсификатом. Ирония в том, что Россельхознадзор имеет возможность лишь приостановить вывоз такой продукции из России в страны Таможенного союза, но предотвратить ее оборот внутри страны не в силах. Вот так! Как пить дать, придется разруливать ситуацию и помогать Роспотребнадзору, проверяющему продукты питания уже на полках магазинов.

Надувают потребителей и онлайн. Количество жалоб на дистанционную торговлю растет в геометрической прогрессии. Невозможно узнать информацию о настоящем продавце товара, тянут с его доставкой. С интернет-магазином можно хотя бы выяснить отношения через суд. А столкнешься с интернет-агрегаторами — концов не найдешь. Деньги взяли,  информацию дали, а что с товаром, как его вернуть, если что, непонятно. У агрегатора ни кола, ни двора: мол, обращайтесь к тем, кто продает, а с нас какой спрос? Вот и спрашивает потребитель: доколе? Почему интернет-агрегатор, получающий плату за товары, не несет ответственности за них?

Словом, без абсолютно объективной, прозрачной, достоверной картины того, как сегодня защитить покупателя и производителя, не обойтись. А нам, видимо, придется чаще ходить в магазины, делать покупки рационально и прозрачно, а не набирать сразу горы продуктов и подпитывать мошеннические аппетиты. Может, разрешат проблему будущие  магазины без продавца? Поживем — увидим.

Петр МАЗУР

Кстати

Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» напоминает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о цене и условиях приобретения товара. Не сменил продавец ценники — это только его проблема. Покупатель имеет право приобрести товар по той цене, которую он видит на полке.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)