Темы номера
У Иры Бельмач очень красивая улыбка. Но показывает она ее нечасто. До этой субботы Ира много лет работала отличницей в школе № 10, а это серьезно, почетно и, честно говоря, непросто. А сегодня у нее аттестация, медаль и повышение.
Шагая на интервью под свинцовыми тучами и совсем не жарким ветром, я подумала, что первым делом спросить выпускницу: «Ну, как погода?» будет форменным издевательством.
Поэтому я поинтересовалась:
— О чем ты подумала в самую первую очередь, когда проснулась?
— Шел дождь, и было очень холодно. И я подумала: а вдруг это продлится и испортит мне особенный день?
Ира сидит посреди комнаты, выпрямив спину и оседлав стул с высокой спинкой. Над ее длинными русыми волосами колдует тетя Оля: половина уже превратилась в локоны.
— Повезло, у меня вот не было тети-парикмахера…
— Что вы! — смеется она. — Я архитектор. Так что у нас сегодня экспромт. Ну ладно, не совсем. Потренировались на младшей, но процесс творческий — что будет в конце, совершенно непонятно.
План для шалости
Неизвестностей сегодня вообще много.
— Знаете, я вот сколько ни задаюсь этой мыслью, а все равно осознать до конца не могу: вот сегодня в школе мне вручат аттестат, потом мы поедем в «Платинум Арену» на торжественный прием, а затем на набережной будем встречать рассвет, — размышляет выпускница. — Такой длинный день, потребуется столько сил, столько энергии…
— Ты так говоришь, как будто для тебя это еще один экзамен.
— Ну не экзамен, но да — еще одна задача, которую надо выполнить. Экзамены были трудными. Даже не основные, а пробные. Это все очень утомляет, ты очень стрессуешь. Я даже похудела, и волосы начали выпадать. Но сегодня все-таки праздник, надеюсь, мне удастся как-то раскрепоститься, расслабиться и повеселиться. Сама по себе я человек скромный, застенчивый и держу все в себе.
— А еще она у нас серьезная, думающая и анализирующая, — подхватывает тетя Оля. — Поэтому поставила себе цель пошалить и теперь решает, как лучше ее выполнить.
Такие не плюются
Тетя Оля вообще много шутит и сыплет смешными подсказками. Мама Валерия Викторовна, наоборот, молчит — видно, что очень волнуется. А Ира… Ира все пытается сделать правильно, как и всегда:
— Случались такие… я же не могу сказать случаи, да? Это будет неграмотно. Стараюсь, чтобы у меня в речи не было повторов и слов-паразитов. Как-то в шестом классе делала доклад, и выступление состояло в основном из них. Вот с тех пор и слежу.
— А тебе часто говорили, что отличницам в жизни трудно? Вы ставите себе очень высокую планку, которой потом надо соответствовать…
— Честно? Никогда. Зато знаете, как часто слышала пререкания: «Ну она же отличница, ей это раз плюнуть!» или «Ну понятно, что она справилась, она же отличница!» Так вот, случались такие ситуации, когда я приходила домой из школы в два и сидела за уроками до десяти вечера. Я больше всего горжусь даже не пятерками в аттестате, а тем, что сумела подняться. У меня ведь до шестого класса даже тройки были. Но однажды я поняла: что-то не то. Нужно учиться, развиваться дальше, переходить на следующий уровень. Отличница — это когда ты не даешь себе поблажек, потому что если расслабишься, завтра придется делать еще больше.
Она еще сильнее выпрямляется, а тетя собирает легкомысленные локоны в сдержанный узел на затылке.
Внезапный такой секрет
Ирин дом стоит прямо напротив школы № 10. Она ходила туда с первого класса, так что знает все углы и закоулки.
— По какому месту будешь скучать больше всего?
— По нашему спортивному залу. Там происходило много школьных событий и там меня научили играть в волейбол. Я буквально влюбилась в этот вид спорта, если меня позвать побросать мяч, соглашусь при любых обстоятельствах. И дело не только в разрядке. Волейбол — коллективная игра, где тебя поддерживают, нет никаких размолвок. Дружная команда — это очень важно.
— То есть класс был не очень дружным?
— Да, не очень. Мы все разные. Когда собрались вместе после девятого, сначала было сложно, но мы привыкли. Зато «бэшки» всегда все делали вместе. Иногда даже возникало завистливое чувство: ну почему мы не такие?
— А есть что-то, что тебе прямо сейчас хочется сказать своему школьному окружению?
— Наверное, хочется поблагодарить учителей за знания, а одноклассников — за опыт, который я получила…
— И все?
— Вообще-то я всегда считала, что школа — это моя работа. Что это не то место, где можно вести себя как хочешь и быть собой. Поэтому, наверное, никто не знает, какая я на самом деле. И это, пожалуй, единственное, о чем я жалею.
Корни экономики
До завершения архитектурного шедевра остаются последние штрихи: аккуратная прядь волной ложится ото лба на правый висок. А у нас — разговоры о будущем.
— Многие говорят, что экономика сейчас достаточно распространена, таких специалистов много, — рассуждает выпускница. — Но я считаю, что если выберу это направление, то буду развиваться в нем дальше, соединять его с другими — языками, например. Я не остановлюсь.
— Пойдешь в науку?
— Наверное, да. До этого хотела быть врачом, как родители: папа у меня хирург, а мама — оториноларинголог. Но потом посмотрела, сколько они работают и как к ним относятся люди — требуют услугу, а не ждут помощи… Поняла, что это не для меня. А вот мой дедушка был профессором экономики. Он мой авторитет, я видела в нем человека, которым мне хотелось бы стать. Поэтому решила пойти по его стопам.
— А если вернуться в сегодня, чего больше всего ждешь?
— Первого взрослого рассвета. Нового этапа. Праздники в помещениях я не очень люблю.
Майами среди туч
Ира бежит одеваться — опаздывает первый раз в жизни. Настает момент маминых хлопот: собрать сумку, взять зонтики, найти туфли для папы.
Шумно вздыхает:
— Все-таки это хуже, чем отдавать их в первый класс. Там хотя бы понятно, что будет дальше.
Тут, в общем, тоже понятно. Уже через 15 минут Валерия Викторовна и Виталий Павлович станут гордо обнимать дочку посреди нарядного спортзала под надувными блестящими звездами: Ира получит медаль и аттестат первой — заслужила. Затем мы с тетей Олей устроим фотосессию: она будет ловить выгодный для прически ракурс, а я — улыбку.
А еще через два часа серьезная красавица сдержанно кивнет мне из первых рядов «Платинум Арены», зато радоваться за одноклассницу-стобалльницу Полину Фоменко, представляющую школу на красной дорожке, будет шумно и искренне.
Ну а потом начнется все то, что делает вечер особенным: вальс и рок-н-ролл, оркестр и барабанщицы, золотые искры из хлопушек, мастер-классы, караоке, танцы, танцы и снова танцы (певец Олег Майами с лихвой окупит пока не громкое имя бешеной энергетикой).
Желание на набережной перед рассветом Ира тоже, конечно, загадает. Заветное. Она подготовилась.
Дарья УЛАНОВА, фото автора и Михаила МАЛЫШЕВА