Квоты под киль
logo

Темы номера

Квоты под киль

В канун 65-летия Хабаровского судостроительного завода мы побывали на предприятии, чтобы узнать, как живут и чем дышат юбиляры?

Заместитель генерального директора по экономике и финансам «ХСЗ» Александр Гордеев, несмотря на определенные трудности, не теряет оптимизма.

— Сейчас загрузка предприятия составляет примерно 25 процентов от имеющихся мощностей, — говорит он. — Но если в ближайшее время приступим к реализации инвестиционного проекта в рамках нового механизма «квоты под киль», то этот показатель вырастет как минимум до 70 процентов.

Цена и новизна

Речь идет о  строительстве на нашем заводе целой серии современных рыбопромысловых судов, а именно краболовов. Предконтрактная подготовка с компанией «Север», объединившей несколько добывающих фирм, уже проведена. С габаритами тоже практически определились. А цена во многом будет зависеть от стоимости оборудования и начинки, которая необходима заказчику.

— Кроме того, в апреле заключили договор о строительстве двух буксиров для Амурского судостроительного завода, — продолжает Александр Николаевич. — С технологией мы хорошо знакомы, так что качество гарантируем. Планируем выполнить заказ и отправить их во Владивосток на сдаточную базу в следующем году. Также ведутся переговоры с приморской компанией, которой нужны два больших рыболовных траулера. Изучили документацию, приобретаем материалы исходя из интересов потребителя и специфики предстоящей работы.  Есть предварительная договоренность с сахалинцами на грузопассажирские суда. В этом случае рассчитываем на поддержку ОСК (Объединенной судостроительной корпорации), однако придется участвовать в конкурсе.

Круизный бизнес

Рассуждая о предполагаемом увеличении объемов производства, заместитель директора не мог обойти вниманием заинтересованность инвестора с Урала в сотрудничестве с предприятием.

— Мы провели переговоры с крупной компанией из Перми, планирующей развивать в Хабаровске и крае речной круизный туризм, —  поясняет Гордеев. — Они, опираясь на опыт работы на Волге, намерены разместить на заводе заказ на строительство нескольких судов класса «река-море». Условия устраивают обе стороны, уже оформляется техническое задание. Правда, для ведения такого бизнеса здесь нужна соответствующая инфраструктура, а ее пока, к сожалению, нет. Надеемся, что с нашей помощью туристическое направление получит развитие, и построенные круизные суда будут в дальнейшем востребованы.

— А что с гособоронзаказом, который стабильно выручал вас в прежние годы в плане загрузки? — интересуюсь я.

— Действительно, завод единственный в регионе, кто строил десантные корабли на воздушной подушке «Мурена» в советское время, — поясняет Гордеев. — Однако затем ситуация изменилась. Последние три таких катера мы отправили в Республику Корея одиннадцать лет назад. И вот теперь есть подвижки: формируется заказ на 2019—2021 годы на поставку сразу восьми единиц. К счастью, вся технологическая оснастка на предприятии сохранена. Правда, с учетом новых условий и требований предполагается модернизированный вариант. Прежде всего, это коснется газотурбинного двигателя, воздушной подушки и систем управления корабля.

Большая рабочая семья

Не могу не поинтересоваться условиями работы на заводе.

— Есть ли кадровые проблемы и как можно привлечь молодежь в нынешних условиях? — спрашиваю у Александра Гордеева.

— Не буду оригинален. Прежде всего, рублем и социальными гарантиями, — говорит заместитель директора. — Специалисты до 35 лет получают гарантированную надбавку к окладу в размере 30 процентов. К тому же при необходимости компенсируем им половину от стоимости оплаты съемного жилья. Но и этих льгот маловато. Сейчас на заводе работают 640 человек, а когда-то было до пяти тысяч. Почувствуйте разницу!

Включившийся в разговор Константин Яуров, начальник отдела маркетинга и внешнеэкономической деятельности, предлагает ознакомиться с условиями производства. Отправляемся с ним в механоинструментальный цех.

Кавалеры в строю

Директор цеха Виктор Удимец отработал здесь уже полвека и знает все до мелочей.

— У нас одна большая рабочая семья, и заводская проходная давным-давно стала для каждого родной, — уверен он.  — Любимчиков у меня нет, заработная плата зависит от выработки и уровня квалификации работников. Заботимся о преемственности поколений. Среди мастеров много молодых людей. А есть ветераны, которых называю кавалерами. К примеру, токарь Павел Селин, победитель недавнего городского конкурса «Лучший по профессии», или его коллега Владимир Терехин. Оба давно разменяли седьмой десяток. Последний пришел на завод после службы в армии и сразу заслужил уважение старших товарищей. Его даже по отчеству называть стали. А сколько он таких же трудяг, как сам, воспитал — не счесть. Да и будущую жену тут нашел. Впрочем, поговорите с ним сами.

— Занимаюсь слесарной обработкой деталей, — рассказывает Владимир Михайлович. — Хотя с любыми другими технологическими операциями тоже хорошо знаком. Жизнь, можно сказать, прошла на родном предприятии. Помните слова из песни в кинофильме «Весна на Заречной улице»? «Мне все здесь близко и знакомо, все в биографии моей…» Это будто про меня. Работать буду, наверное, пока сил хватит. Тем более что условия хорошие, да и в паспорт руководство не заглядывает.

А если говорить о положении дел в целом, то, к сожалению, потеряли мы отлаженную систему подготовки, когда профессиональные училища поставляли на предприятие своих выпускников. Они проходили у нас практику, и многие затем оставались. Сейчас же все иначе. Освоить профессию сварщика, монтажника или сборщика с нуля довольно сложно. Хотя действует система наставничества. Благо, есть кому передавать опыт начинающим. И это касается не только тонкостей рабочего процесса. Надо ведь еще и в чертежах хорошо разбираться!

Были бы заказы!

Переходим с Константином Яуровым в блок корпусных цехов.

— Без модернизации производственной базы сейчас невозможно добиться прогресса, — поясняет Константин Анатольевич. — За счет  федеральных средств в рамках целевой программы удалось закупить станки с числовым программным управлением. Приобрели новое сварочное оборудование. Появились машины термической резки. Словом, идем в ногу со временем. А вот и быстроходное судно проекта А45-2, предназначенное для перевозки пассажиров на внутренних водных путях. Красавец будет!

Поднимаюсь на верхотуру по металлической лестнице, чтобы сделать несколько снимков. Ух и громадина! Да и размеры самого производственного блока впечатляют. Другого конца практически не видно. Площади позволяют заводчанам творить, были бы хорошие заказы.

— У предприятия, безусловно, есть проблемы, — прокомментировал Анатолий Кныш, заместитель начальника управления промышленной политики и связи администрации Хабаровска. — Но большой опыт специалистов,  эффективный менеджмент и грамотная инновационная политика дают возможность рационально расставить приоритеты и двигаться вперед, используя имеющиеся резервы.

Валерий КОРОТКОВ, фото автора

   

  

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)