Темы номера
С 2018 года на территории Хабаровского края работает закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов» на предприятиях с численностью не менее 35 работников.
Сегодня в Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе 732 предприятия, которые ежемесячно предоставляют в Центр занятости населения отчеты по квотированию.
Методы «убеждения»
Надо отметить, что закон совсем не обрадовал предпринимателей и руководителей предприятий.
— У меня на производстве трудится оптимальное количество специалистов, — признается один из бизнесменов. — Я вкладываюсь в их обучение, они постоянно совершенствуются. Что мне делать? Уволить профессионалов ради выполнения квоты? Вопрос этот, конечно, надо решать обязательно. Но почему государству не открыть производства для инвалидов? Переобучить, создать рабочие места с учетом требований. Ведь были раньше цеха, организации, где такие люди могли нормально работать.
Неприятие закона предприниматели чаще всего облекают в форму пассивного сопротивления. Они или сохраняют штат меньше 35 человек, или попросту не подают сведения о количестве работников на своем предприятии. Выявлением последних занимается Хабаровский центр занятости населения.
— Наша задача — информировать работодателя о законе и получать от него отчетность, — говорит директор центра Елена Даниленко. — Руководитель обязан предложить вакансии для инвалидов и трудоустроить их.
От ворот поворот
Центр работает с предприятиями, которые категорически не хотят предоставлять места для инвалидов. Сначала отказников письменно информируют о новом законе. Затем специалисты проводят с ними профилактические беседы. На этом диалог «по-хорошему» заканчивается, сведения подаются в контрольное управление при губернаторе и, далее, — в прокуратуру. Как правило, такая категория предпринимателей «пересматривает» свое отношение к этому вопросу до похода в прокуратуру и предоставляет необходимые вакансии.
Понятно, что насильственные методы убеждения только раздражают работодателей-отказчиков, и они ищут новые способы противостоять навязанным им государством обязанностям. Например, задать такие требования к соискателю, что не только инвалид — не каждый здоровый отважится пытать здесь счастье. Еще один способ не принять на работу инвалида — дать «от ворот поворот» на собеседовании.
Команда специалистов Хабаровского центра занятости научилась справляться и с этими попытками обойти закон. Во-первых, работодателям терпеливо, но настойчиво разъясняют, что вакансия в счет квоты обязательно должна быть закрыта трудоустройством. Во-вторых, специалисты Центра применяют проведение «гарантированного собеседования».
— Наш специалист отправляется на встречу вместе с инвалидом, — продолжает Елена Даниленко. — И тогда предприниматель иначе разговаривает с соискателем. Он уже не может отказать по признакам, которые относятся к дискриминационным: не подходит по внешности, полу, или потребовать наличие стажа.
Есть другой вариант — мы приглашаем работодателя к нам в Центр. Инвалид, находясь в стенах нашего учреждения, чувствует себя комфортно — он уверен в себе, более раскован на собеседовании. И результат достаточно хороший — мы находим ему работу.
Сегодня 89 процентов из числа обратившихся в Хабаровский центр занятости инвалидов трудоустроены.
Большинство работодателей без предвзятости относятся к этой категории специалистов. Хабаровчане с ограниченными возможностями работают в Сбербанке, Краевом центре образования, Министерстве образования края, на предприятиях «Аграрные технологии» и «Мир упаковки».
— Мы плотно сотрудничаем с центром занятости, — рассказывает индивидуальный предприниматель Ольга Аюханова. — Переселенцы, бывшие заключенные, инвалиды — все, кто ищет работу, связанную со швейным делом, может найти наши вакансии в Центре. У нас на производстве заняты люди с ограниченными возможностями, и мы с удовольствием трудоустроим еще таких специалистов. Было бы только желание: ведь инвалиды делятся на тех, кто хочет или не хочет работать. А предприниматели — на тех, кто хочет брать на работу инвалидов и нет.
Не хотите — платите!
— По сравнению с прошлым годом у нас положительная динамика, — рассказывает Елена Даниленко. — Работодатели совсем по-другому стали относиться к трудоустройству этой категории граждан. Во-первых, сломался стереотип, который существовал раньше — инвалид неполноценный работник, ему нужны специальные условия, и так далее. Но создание специального рабочего места — это не значит полное переоборудование производства. Сбербанк, например, приобрел специальную компьютерную программу для слабослышащих — вот и все! Так что большинство работодателей настроены на то, чтобы квоту заполнить, некоторые даже перевыполняют ее.
Далеко не все люди с ограниченными возможностями обращаются в центр занятости. Кто-то не верит, что ему помогут, кто-то пробовал, но разуверился после тщетных попыток. Председатель Хабаровской городской организации общества инвалидов «Солидарность» Ирина Сазонова отмечает, что инвалиды-колясочники чаще получают отказ от работодателей, а то, что предлагают в центре занятости, не всегда подходит: зачем «колясочнику» учиться, к примеру, на секретаря?
— У нас есть граждане, которые получили нерабочую группу инвалидности, — рассказывает Ирина Сергеевна. — На учет в центре занятости их не поставят, найти работу самостоятельно не получается. А ведь прожить только на пенсию практически невозможно. Ищем, помогаем. Но проблема остается. — Закон о квотировании рабочих мест в целом работает, но несовершенства в законе есть, — соглашается Елена Даниленко. — Есть такие предприятия, которые в силу своей специфики просто не могут предложить вакансии. На железной дороге, например, при трудоустройстве обязательное прохождение медкомиссии. В некоторых регионах есть такая практика: организации, которые не имеют возможности трудоустроить, «арендуют» рабочие места в тех организациях, где квоту перевыполняют. Другой выход: просто отчислять деньги в бюджет.
Есть еще один выход: чем махать кнутом, предложить предпринимателям «пряники» в виде стимулов и преференций.
Екатерина СПЕРАНСКАЯ
Кстати
В 2017 году Минтруда предложил такой способ выполнения квоты, как компенсационную выплату, которая пойдет в специальный фонд. Размер выплаты должен устанавливаться региональными законодателями, но составлять не менее 7800 рублей за один месяц.
Несоблюдение правил квотирования лишит работодателя права участвовать в госзакупках, получать субсидии и нанимать на работу иностранных граждан.