Темы номера
На августовской педагогической конференции было заявлено, что муниципалитету практически удалось добиться отсутствия вакансий в школах города.
Однако, по имеющейся у нас информации, перед началом учебного года насчитали около 70. Большинство из них (55) размещены на сайте Центра занятости населения Хабаровска, остальная часть — на сайте rabota27.ru.
— Учителя не становятся к нам на учет, так что в этой сфере мы можем помочь только размещением и распространением информации, — рассказывает начальник отдела взаимодействия с работодателями центра занятости населения Хабаровска Ольга Обухова. — Но в целом я бы не сказала, что ситуация как-то изменилась по сравнению с прошлыми годами. К концу августа у нас на сайте было 256 вакансий в сфере образования, в 2014 году — 258. Это не только учителя, но и воспитатели, вспомогательный и административный персонал, работники дополнительного образования. Единственное — тогда они распределялись более равномерно, не было «проблемных» школ, которые искали по семь и больше штатных единиц. А нынешним летом, например, в школе № 85 было 14 вакансий.
Чаще всего общеобразовательным учреждениям дальневосточной столицы требуются математики (10) и физики (7), учителя английского языка (8) и начальных классов (8). Кстати, зарплаты, которые указаны в объявлениях, существенно ниже заявленных средних по отрасли (35 038 руб.) — от 18 до 25 тыс. руб. Потенциальный заработок выше 30 тыс. руб. заявлен только в лицеях и гимназиях, а также в негосударственных образовательных учреждениях.
По словам менеджера по подбору персонала агентства «Кадровый компас» Галины Голубевой, иногда трудности при поиске учителей создает месторасположение школы:
— У нас девять вакансий, и все в одном образовательном учреждении. Найти подходящие кадры достаточно сложно — школа находится в поселке Горького. Желающие есть, но, во-первых, не на все направления, а, во-вторых, не все готовы ехать так далеко.
Текущие вопросы
В управлении образования сообщили, что ситуация штатная.
— У нас нет острой кадровой потребности, а есть текущие вопросы, — говорит начальник сектора по работе с кадрами Армен Асланян. — К концу лета всегда появляется какое-то количество вакантных мест: кто-то уходит в другие учреждения, кто-то меняет место жительства. Нет такого, чтобы у нас в школе из-за отсутствия преподавателя не велся какой-то предмет. Другое дело, что педагоги тоже болеют и имеют право взять отпуск не только летом.
Ситуации с математиками и физиками у него тоже есть объяснение:
— Их в принципе выпускают мало, а требуется много. Если мы возьмем, к примеру, учителей технологии — сколько их нужно в одно образовательное учреждение? Два. А математиков или русоведов — по восемь — десять. Но я уверен, что в начале учебного года все вакансии будут закрыты. Точнее мы проанализируем данные к 15 сентября. Положение дел в дополнительном образовании станет понятно в январе.
По его словам, ситуация с кадрами за последнее время даже улучшилась. В 2014 году в образовательные учреждения пришли около 70 молодых педагогов, нынешней осенью ожидают еще больше — главным образом благодаря увеличению зарплат.
— По этой же причине многие возвращаются в отрасль, что, конечно, радует, — добавляет Армен Людвигович. — При этом сокращения финансирования образовательных программ мы не ожидаем, уменьшения заработной платы и стимулирующих выплат также не предвидится.
Охота за педагогом
У руководителей образовательных учреждений взгляд на сложившуюся ситуацию не такой оптимистичный.
— Проблема действительно есть, — говорит директор средней школы № 85, депутат Хабаровской городской думы Василий Волосников. — Включите любой телеканал — везде бегущая строка о том, что требуются учителя, причем даже в учреждения повышенного статуса — гимназии и лицеи. Конкретно к нам уже пришли люди, осталось нанять математика, учителей русского и английского языков и двух-трех учителей начальных классов. Конечно, такого, чтобы дети сидели без учителя на уроке, у нас не будет. Но все понимают, что для работающих педагогов это перегрузки, они не могут нормально уйти на больничный, устают, в конце концов, просто эмоционально выгорают. Хочется, чтобы они работали с комфортом, а не на износ.
Руководитель учреждения считает, что поддержки, которая сейчас оказывается учителям, вполне достаточно: им подняли зарплаты, установили льготы, даже дают жилье. Сложность, по его мнению, в другом:
— Их просто сегодня никто не готовит — ни ДВГГУ, ни педагогический колледж, ни вузы в Комсомольске-на-Амуре и Благовещенске. Все они взяли курс на коммерциализацию образования и выпускают других специалистов. Физиков не сыщешь днем с огнем, дефицит математиков, учителей русского, английского, технологии, ОБЖ, физкультуры. И некоторые пользуются ситуацией: им сложнее задавать вопросы и делать замечания — они могут просто развернуться и уйти в другое учреждение, где тоже есть вакансия.
Сопутствующая головная боль для руководителей — текучка, вызванная переманиванием кадров из одной школы в другую. Ее прямо озвучил директор гимназии № 5 Эдуард Перепечай в интервью одному из краевых телеканалов.
— К сожалению, это на сегодняшний день самый реальный способ закрыть вакансии, — сказал он.
— А так все и происходит, — подтверждает Василий Александрович. — Например, в августе, уже перед самым началом учебного года, я узнал, что наш молодой учитель английского уходит в соседнюю школу. Хотя мы сделали все, чтобы его поддержать, даже квартиру дали. Что еще пообещали в том учреждении, не знаю. Но факт остается фактом — мы остались без педагога.
Слияние поможет?
По его убеждению, ситуация станет критической через пять-восемь лет: педагоги стареют. Пока единственное, что дает надежду, — объединение ТОГУ и ДВГГУ, в результате которого последний снова станет педагогическим вузом.
— Это хорошая новость, она не дает падать духом, — заключает Василий Волосников. — Но для того, чтобы получить первые результаты, потребуется минимум 4—5 лет. А пока расслабляться не стоит.
Дарья УЛАНОВА, фото Александра СТУДЕНИКОВА