Темы номера
Восьмидесятилетие отметил вчера Геннадий Дмитриевич Павлишин, почетный гражданин Хабаровска, народный художник России, лауреат многих международных и всероссийских конкурсов.
За свои неповторимые работы Геннадий Дмитриевич удостоен Государственной премии им. Н.К. Крупской, ордена Дружбы народов, приза «Золотое яблоко» на международном конкурсе детской книги в Братиславе, золотой медали на международной выставке книги в Лейпциге. Павлишин поистине редкий и самобытный мастер с мировым именем. Он пишет необыкновенно тонкие и выразительные акварельные рисунки, выполняет мозаичные панно.
Окончив художественное училище во Владивостоке, Геннадий Дмитриевич несколько лет работал художником в отделе истории и этнографии Дальневосточного филиала Академии наук СССР. С удовольствием отправлялся в экспедиции, где изучал быт и культуру коренных народов, делал многочисленные наброски. Позже на их основе появлялись удивительные картины и рисунки.
Дополнение книги
Известность пришла к Павлишину после иллюстрации книги Дмитрия Нагишкина «Амурские сказки». Художник сумел графически объединить рисунок, оригинальность композиции и этнографические знания искусства народов Приамурья.
Всего им оформлено более 100 изданий. «Таежные родники», «Огненные листья», «Серебряный кубок», «Золотая Ригма», «Мэрген и его друзья», «Таежные зори», «Поклон тайги» удостоены дипломов всесоюзных и всероссийских конкурсов.
Геннадий Дмитриевич не просто иллюстрирует сказки, повести и рассказы, а словно углубляет их, делая более содержательными, как бы досказывая то, что писатель не выразил словами. По его иллюстрациям можно изучать историю, этнографию и природу Дальнего Востока.
Прежде чем приступать к оформлению книг, он всегда знакомился с обстановкой, окружающей героев. К примеру, вместе с Всеволодом Сысоевым побывал в Сихотэ-Алиньской тайге, где происходили события, отраженные в «Золотой Ригме», познакомился с тигроловами, образы которых затем запечатлел в рисунках.
Главное панно
Так было и при подготовке его главного мозаичного панно «Поэма о Приамурье», выполненного в камне и установленного в фойе конференц-зала в Хабаровске. Для его создания Геннадий Дмитриевич исходил и изъездил сотни километров: на Зее искал халцедоны, с Кульдура привез офикальциты, с Хингана — кальциферолы, с Нижнего Амура — лазуриты и морионы, из Якутии — нефриты, из Приморья — ониксы и агаты, раздобыл даже уникальную удскую яшму синего цвета. С помощью алмазной пилы камни распиливались на тонкие пластинки, на них наносился контур, позволяющий камнерезу придавать пластинке нужные очертания. Затем художник складывал обработанные кусочки минералов, добивался четкого изображения задуманной картины. Эта кропотливая работа требовала большого терпения: панно состоит более чем из ста тысяч отдельно обработанных камней, чью душу Павлишину удалось постичь в совершенстве. Поэтому изображения такие объемные, выпуклые, а звери и птицы словно живые.
Господь его хранит
В последние годы Геннадий Дмитриевич много работает для Русской православной церкви: творит мозаичные иконы и удивительные по красоте киоты для храмов. К примеру, в Хабаровске он создал уникальную мраморную купель для крещения в храме Святого благоверного князя Даниила Московского и замечательную мозаичную икону Серафима Саровского для часовни, посвященной этому удивительному русскому святому.
Один необыкновенный случай с ним произошел в апреле 2003 года, когда на Большом Уссурийском острове в храме-часовне устанавливали икону воина-мученика Виктора. Вместе с Геннадием Дмитриевичем были отец Сергий с сыном Васей. Закончив работу поздним вечером, они отправились в Хабаровск по льду. Шли долго, потому что несли тяжеленную сумку с деталями и инструментами. Павлишин вспоминал, что еле плелся от усталости, но останавливаться было нельзя. Домой попали далеко за полночь. А утром позвонил начальник погранзаставы и очень удивился, что они благополучно добрались до берега — в три часа ночи проснулась Уссури.
Отличает Геннадия Дмитриевича высокая работоспособность, собранность и непубличность. Как-то он обмолвился: мол, мы — художники, а жизнь так скоротечна. Нужно успеть запечатлеть ее… И он всегда следует этому правилу.
Подготовила Елена ЧЕРНИКОВА