Темы номера
Более 200 тысяч хабаровчан и гостей города посетили первый фестиваль мороженого «Наш выбор 27». Он прошел в минувшие выходные на набережной стадиона им. Ленина.
И хотя синоптики за несколько дней до события давали неутешительный прогноз, ставивший под сомнение само проведение мероприятия, все обошлось.
День первый
Солнечное субботнее утро. Набережная постепенно заполняется народом, и уже к десяти утра, что называется, не протолкнуться. Главная точка притяжения — сцена напротив УКСК, откуда звучит живая музыка. Здесь же неподалеку расположился этакий бар на открытом воздухе. На вывеске красуется надпись: «Дальневосточный холодный чай кусун». Именно этим напитком сразу после открытия будут бесплатно угощать гостей фестиваля. Да не просто угощать, а так, чтобы поставить рекорд России. Для этого нужно выпить не менее 10 тысяч порций. К слову, организаторы решили подстраховаться и приготовили в два раза больше!
Желающих отведать диковинный напиток оказалось предостаточно. В одиннадцатом часу очередь, разделенная на несколько потоков, растянулась далеко за пределы площадки. Мы в числе прочих решили присоединиться к ожидающим и на общих условиях получить заветный стаканчик.
— За чем очередь? — интересуется подошедшая женщина.
— Да вроде мороженое будут бесплатно раздавать, — слышится в ответ.
— Не мороженое, а кусун, — вступает в диалог мужчина, явно изучивший программу мероприятия.
— Кусун? А что это?
— Что-то вроде морса из дальневосточных ягод.
Людей, между тем, все больше и больше, пора начинать церемонию открытия.
— Мы приносим извинения за небольшую задержку, — обращается со сцены к присутствующим министр торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Николай Крецу. — Когда организовывается такое большое мероприятие, возможны накладки. Но мы рады и благодарны вам за то, что вы пришли и поддержали нас. Уверен, это будут два ярких и насыщенных дня. Думаю, все мы надолго запомним этот праздник. И если он вам понравится, проведем его еще раз в следующем году.
Нанайские корни
— Приветствую всех вас от лица Книги рекордов России, — берет слово главный редактор этого издания Алексей Свистунов. — Я у вас в гостях уже не первый раз. В прошлом году мы с вашей помощью установили рекорд по самому массовому угощению ухой. Вообще, хочу отметить, что Хабаровск — это город рекордов. Вы замечательно танцуете — у вас четыре рекорда России и два рекорда Гиннесса по танцам. Также вы хорошо едите, как я понял.
Наконец, звучит обратный отсчет: три… два… один… Старт фестивалю дан! Начинаем двигаться навстречу кусуну. Вдруг рядом с очередью становится женщина деликатного возраста, прошедшая мимо рядов. Стоять в общем потоке она, по всей видимости, не захотела, а потому медленно, но верно стала вклиниваться в шеренгу. Действия ее так уверенны, что возникает ощущение, будто она и правда тут стояла. Что ж, второе счастье, оно такое.
Немного терпения — и заветная порция кусуна в руках. Можно пробовать. На вкус напиток очень похож на брусничный морс с легким оттенком… даже сложно описать, чего.
— В состав входят только дальневосточные ингредиенты, такие как брусника, березовый гриб, настой гибискуса, — объясняет автор рецепта Егор Сиротин. — Разработка рецептуры велась около полугода. Напиток постоянно дорабатывался, состав улучшался. Что касается названия «кусун», то оно основано на нанайских сказаниях. Это слово можно перевести как «сила», «энергия».
По всей видимости, горожанам природный энергетик пришелся по вкусу. Итог — почти 20 тысяч выпитых порций и новый рекорд России!
Готовы удивлять
Освежившись дальневосточным напитком, гости начинают расходиться по многочисленным площадкам города Мороженска. Именно такое название дали ему организаторы. Наибольшей популярностью, конечно же, пользуются производители и дистрибьюторы холодного лакомства.
— Сегодня мы предлагаем людям самим сделать мороженое, — говорит представитель хабаровской компании «Зайца» Анастасия Соколовская. — Схема проста: вы приносите ингредиенты — ягоды, варенье или вовсе что-нибудь экзотическое вроде перца чили, и мы используем их при создании угощения. Но из готового тоже есть что попробовать. Это и новые виды мороженого, к примеру, винное, а также такие необычные сорта, как мороженое с беконом и перцем, анисовый пломбир. В общем, готовы удивлять!
Решили удивить масштабом и организаторы фестиваля. В течение всего дня работали всевозможные тематические площадки для детей, фотозоны, аниматоры, проводились конкурсы и розыгрыши призов, выступали творческие коллективы — создать праздничную атмосферу удалось в полной мере.
Ахалай-махалай
Главной «фишкой» второго дня фестиваля стал приезд, а вернее, прилет волшебника. Белый вертолет марки «Робинсон» приземлился на запасном поле стадиона имени Ленина ровно в 13.00. К этому моменту дождь, начавшийся еще утром и угрожавший серьезно сократить число зрителей, практически прекратился, и у внешнего периметра ограждения собрались сотни детей и их родителей. В целях безопасности на поле их не пустили.
Появившийся из винтокрылой машины чародей напомнил персонажа восточных сказок: халат украшен замысловатыми узорами из золотых нитей, остроконечные тапочки и тюрбан на голове.
— Здравствуйте, мои дорогие! Как я рад вас всех видеть! — с улыбкой приветствовал он собравшихся.
— Приве-е-е-т! — отзывались мальчишки и девчонки, махая руками в ответ.
Запрыгнув в белый кабриолет, волшебник отправился к главной сцене фестиваля. Медленно пробиваясь через толпу и выдергивая волоски из бороды, словно старик Хоттабыч, маг успел пожелать приветствовавшим его хабаровчанам здоровья, счастья, благополучия и других нужных и приятных вещей.
Добравшись до главной площади города Мороженска, волшебник произнес заклинание, заканчивающееся словами «ахалай-махалай», и раздача бесплатного мороженого стартовала.
Налетай, угощенье получай!
— Да боже меня упаси отстаивать такую дикую очередь ради порции пломбира, — говорит кому-то по телефону проходящая мимо женщина.
Большинство же пришедших на праздник были вовсе не против терпеливо ждать возможности получить бесплатное лакомство. Пропускали людей группами, по нескольку десятков человек. За длинным столом расположились секции с холодильниками, из которых волонтеры раздавали брикеты пломбира по правилу «не более одного в руки». Правда, действовало это правило не всегда. Многие хабаровчане все-таки уламывали волонтеров дать им несколько порций, объясняя это ожидающими за периметром детьми и родственниками.
Как и на многих массовых мероприятиях, не обошлось без потерянных детей. В перерывах концертной программы то и дело объявляли фамилии ребят и просили родителей прийти за ними к главной сцене.
Те же, кто чад своих не упустил, наслаждались выступлениями творческих коллективов или отправлялись на экскурсию по бесчиленным торговым рядам. В отличие от сниженных цен ассортимент мороженого не удивил — то же самое можно приобрести в торговых точках на улицах города. Но была и необычная для обывателя продукция. Возле нее, как правило, и возникали длиннющие очереди из желающих попробовать что-то новенькое.
— Мы делаем жареное мороженое на глазах у покупателей, — рассказывает директор компании Светлана. — Берем натуральные ингредиенты: банан с мятой или клубнику, малину или киви, вишню, ежевику и заливаем сливками или шоколадом, а потом измельчаем и закручиваем в трубочку.
— А почему жареным называете?
— Потому что процесс напоминает жарку на сковородке, только вместо огня используем холод.
К слову, стоимость такого угощения составила 200 руб. за порцию. От желающих попробовать такое мороженое не было отбоя.
Помимо главного угощения фестиваля, были традиционные для массовых гуляний шашлыки, фастфуд и другие вкусности. Кроме того, коммерсанты развлекали гостей своих торговых точек аниматорами, фотозонами, играми и конкурсами.
— С уверенностью можно сказать, что краевой фестиваль стал настоящим праздником, и мы рассчитываем на то, что теперь он будет проводиться на регулярной основе, — сказал начальник отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов городской администрации Олег Фомин. — В мероприятии приняли участие три основных производителя мороженого из Хабаровска. Их продукция пришлась по вкусу не только местным жителям, но и зарубежным гостям, в частности представителям Китая. И, конечно же, нельзя оставить без внимания рекорд России по самому массовому угощению кусуном. Этот напиток специально к фестивалю выпустило старейшее предприятие города — завод «Тайга». До конца года планируется наладить производство дальневосточного чая в промышленных масштабах.
Илья АВЕРИН, Максим КРЯЖЕВ, фото Максима КРЯЖЕВА и Михаила МАЛЫШЕВА